Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
В этой части рассмотрим какие права имеют лица, находящиеся на излечении или обследовании в психиатрическом стационаре.
Несомненно, столь важные вопросы, как права и обязанности пациентов психиатрических учреждений должны быть урегулированы на законодательном уровне, однако анализ действующего КЗ вызывает определенные сомнения. Так, в статье 190-й КЗ «Права и обязанности лиц, помещенных в психиатрический стационар», части первой говорится о том, что лица, находящиеся на излечении или обследовании в психиатрическом стационаре, имеют следующие права, ограничиваемые лечащим врачом и заведующим отделением лишь по крайней необходимости в интересах здоровья или безопасности самого больного либо других лиц:
- пользоваться лечебным отпуском;
- вести переписку в условиях, исключающих цензуру;
- принимать посетителей в дни приема;
- получать передачи и посылки;
- иметь и приобретать предметы первой необходимости.
То есть законодатель предусмотрел закрытый каталог прав, и такой способ формулировки этой нормы несет за собой риск воспрепятствования пациентам в реализации их иных прав, чем перечисленные в части 1-й статьи 190-й КЗ. В тоже время лица, находящиеся в психиатрических учреждениях, пользуются всеми правами, гарантированными им в национальном законодательстве и ратифицированных международных документах. Им также полагаются права, связанные с пребыванием в психиатрическом учреждении. Среди них можно упомянуть, к примеру, право на гуманного и достойного человека обращение, свободу от пыток, право на достойные бытовые условия, право на получение наилучшей возможной медицинской помощи, право на жалобу, право на личную безопасность, право на частную жизнь и т. д. (необходимо дописать соответствующую инструкцию).
Ввиду предназначения психиатрических учреждений допустимым является, конечно же, введение определенных ограничений прав лиц, в них пребывающих. Однако следует помнить, что есть права и свободы, которые никогда не могут быть ограничены (свобода от пыток), а любые ограничения должны: касаться конкретного права, вводиться на основании индивидуальной оценки состояния здоровья пациента, на наиболее короткий возможный период, с целью обеспечения других важных благ, гарантированных законом, к примеру, здоровья и жизни пациента или других людей. Правильным можно признать в анализируемой норме принцип, согласно которому решение об ограничениях может принимать только лечащий врач и заведующий отделением «лишь по крайней необходимости в интересах здоровья или безопасности самого больного либо других лиц».
В п. 2 приведенной выше статьи предусмотрена одна обязанность для лиц, госпитализированных в психиатрические больницы – соблюдение правил внутреннего распорядка учреждения. Эта обязанность касается лишь пациентов, «способных по своему психическому состоянию к принятию осознанных решений». В связи с этим стоит обратить внимание на два аспекта. Во-первых, правила внутреннего распорядка психиатрических учреждений должны регулировать лишь организационные вопросы, связанные с повседневным функционированием учреждения. Нельзя в них ограничивать права и свободы пациента или вводить такие обязанности, которые будут эти права и свободы ограничивать. Во-вторых, создающим определенный риск для безопасности пациентов и персонала психиатрических больниц можно признать предписание, обязывающее соблюдать правила внутреннего распорядка лишь пациентов, способных к принятию осознанных решений. Уважение к субъектности лиц, госпитализированных в психиатрические учреждения, означает не только гарантирование и соблюдение их прав, предоставление возможности самостоятельного принятия решений, но и их ответственность за собственные действия. Исключением в этом контексте должны быть лишь пациенты в состоянии невменяемости.
Лица с психическими расстройствами, как и все остальные, должны пользоваться всей полнотой защиты, предусмотренной международными стандартами, в том числе гарантирующими гражданские права, права лиц с инвалидностью и права лиц, находящихся в местах лишения свободы. Воссоздание полного каталога прав лиц, госпитализированных в психиатрические стационары, требует учета всех этих международных предписаний. Здесь стоит лишь подчеркнуть, что требование гарантирования прав всем гражданам можно найти во многих ключевых международных документах. Как пример, можно отметить, что преамбула к Всеобщей декларации прав человека подчеркивает «достоинство, присущее всем членам человеческой семьи», и «их равные и неотъемлемые права», а Международный пакт о гражданских и политических правах в статье 2 обязывает государства-стороны уважать и обеспечивать содержащиеся в нем права всем лицам, «без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». В свою очередь, преамбула к Конвенции о правах инвалидов подчеркивает «всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации».
Поэтому права лиц с психическими расстройствами, находящихся в психиатрических больницах, следует рассматривать комплексно, с учетом различных аспектов жизни этих лиц и их ситуации, а не только через призму пребывания в психиатрическом учреждении. В связи с этим национальное законодательство должно подчеркивать значение соблюдения всех прав этих лиц и необходимость уважения их достоинства. Первым эталоном для сравнения являются в данном случае права человека, затем права гражданина, права инвалида, права пациента, и лишь в конце права лица, госпитализированного в закрытое учреждение. Перечисление в психиатрическом законе лишь нескольких прав лиц, находящихся в психиатрических больницах, без какой-либо отсылки ко всему комплексу прав этих лиц создает серьезный риск того, что лица с психическими расстройствами будут восприниматься лишь как пользователи психиатрических больниц, и что будут соблюдаться лишь те права, которые следуют из этого статуса.