Родные скончавшегося в отделении милиции Сино-2 города Душанбе Абдурасула Назарова добиваются встречи с руководством Генеральной прокуратуры Таджикистана.
Прокуратура города Душанбе начала доследственную проверку смерти Абдурасула Назарова, который в конце прошлого месяца скончался после задержания сотрудниками ОМВД Сино-2.
Источник Радио Озоди 2 апреля сообщил, что ход проверки находится под личным контролем прокурора столицы.
«По факту смерти Абдурасула Назарова уголовное дело пока не возбуждено. В настоящее время следователи допрашивают сотрудников милиции, врачей и родственников умершего. Решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела будет принято по результатам доследственной проверки», сказал наш источник.
Абдурасул Назаров, автомеханик расположенного в 46-м микрорайоне автосервиса, был задержан 28 марта двумя сотрудниками ОМВД Сино-2 города Душанбе.
Тело Абдурасула Назарова со следами побоев было передано родным врачами травматологического отделения Национального медицинского центра («больница Караболо»). В приемном отделении медучреждении сообщили, что Назарова с признаками клинической смерти привезли из ОМВД Сино-2 вечером 28 марта.
«Когда мы забирали тело, я увидела тех людей, которые задержали моего мужа и увезли его в отделение милиции. Они стояли и наблюдали за происходящим. Врачи сказали, что именно они привезли тело в больницу... На теле и лице мужа мы обнаружили многочисленные следы от побоев и пыток», сказала в беседе с Радио Озоди Садбарг Бобохонова.
По словам источника Радио Озоди в следственных органах, Абдурасул Назаров был задержан после того, как у одного из его родственников нашли несколько граммов наркотиков. «Родственник заявил, что наркотики принадлежат Абдурасулу. Сотрудники милиции увезли Назарова на допрос в ОМВД Сино-2. Во время очной ставки родственник Назарова повторил свои показания. После этого у Абдурасула Назарова из-за ломки случился сердечный приступ, и он скончался», говорит наш источник.
Но Садбарг Бобохонова решительно отвергает эту версию. «Когда моего мужа везли в отделение, он успел позвонить мне и попросить, чтобы я передал его сестре о задержании сотрудниками милиции. Абдурасул приехал домой после работы на своей машине. Скажите, способен ли человек, у которого ломка, управлять машиной? Когда его отвезли в ОМВД, он был совершенно здоров», говорит она.
Родные Абдурасула Назарова, прибывшие в столицу из города Куляба, настаивают на объективное расследование причин его смерти. «Если в городской прокуратуре не расследуют это дело объективно, то мы обратимся за помощью к главе государства Эмомали Рахмону, главе администрации президента Озоде Рахмон, Генеральному прокурору Юсуфу Рахмону и главе МВД Рамазону Рахимзода. Сейчас добиваемся встречи с руководством Генпрокуратуры», сказал Абдусамад, брат Абдурасула Назарова.
По его словам, они уже обратились за юридической помощью к общественной организации «Право и процветание". Интересы семьи Назаровых будет защищать адвокат этой организации Саодат Тураева.
Родные также утверждают, что Абдурасула оклеветал один из родственников, который сам занимался кулей-продажей наркотиков. «Сотрудники милиции стали принуждать Абдурасула признать вину, и в результате побоев он скончался», считают они.
Абдурасул Назаров последние 12 лет проживал с семьей в одном из общежитий города Душанбе. Сиротами остались трое его детей.
Похороны Абдурасула Назарова прошли 30 марта в городе Кулябе.
Напомним, в конце прошлого года Генпрокуратура РТ предъявила обвинение сотруднику ОМВД района Дусти М. Идиеву по статье 316 ч.3 УК РТ (Превышение должностных полномочий) в рамках уголовного дела по факту смерти жителя Шахритузского района Толибджона Дустова. По словам родных, 50-летний Дустов мужчина скончался 26 июля сразу после его задержания сотрудниками районной милиции.
Родные Толибджона Дустова настаивают на том, чтобы уголовное дело было возбуждено по статье «пытки», сообщила Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане.
В прошлом году Коалиция составила Карту возможного применения пыток и жестокого обращения в стране. Правозащитники анализируя ситуацию пришли к выводу, что больше всего пытки и другие виды жестокого обращения применяются на стадии задержания и дознания. И это связано с тем, что юридическая коллизия в части термина «задержания» позволяла сотрудникам правоохранительных органов «произвольно толковать свои действия по фактическому ограничению свободы передвижения граждан».
Правозащитники утверждают, что больше всего люди жалуются на насилие со стороны сотрудников милиции - 60% обратившихся (или 120 обращений) в Коалицию сообщили, что подверглись жестокому обращению и пыткам со стороны стражей порядка.