Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
С внедрением института пробации, по мнению автора исследования, для Таджикистана откроются реальные положительные горизонты для оздоровления правовой, социально-экономической и социально-психологической атмосферы в обществе, что впоследствии неминуемо отразится на снижении уровня преступности по всей стране.
Общеизвестно, что исправительные учреждения, какие бы они не были совершенными и современными, в силу экстремальной ситуации, которая в них царит, не всегда воспитывают, иначе не было бы повторных преступлений и рецидивов. Но в купе с такой проблемой, как перенаселённость исправительных учреждений, это создает благодатную почву для развития деструктивных элементов внутри исправительных учреждений. Т.е. это формирует большую чувствительность к экстремальной ситуации, угрожает безопасности осуждённых, и в этих условиях воспитательная функция или же функция исправления никак не могут достичь своей цели. В современной системе пенитенциарной службы в контексте исправления и воспитания осуждённых, акцент, прежде всего, делается на индивидуальной работе с осуждёнными, в таких условиях индивидуальная работа отойдёт на третий план.
Другой не менее важной социальной проблемой является занятость осуждённых полезным трудом. Это важный фактор материально-технического обеспечения осуждённых приемлемым качеством жизни. Но, к сожалению, в исправительных учреждениях к труду привлечено около 20% заключённых, а производимая ими продукция не может конкурировать с продукцией на рынке. Это негативно влияет на оплату труда. В этом ключе автор исследования считает важным переоснащение производственного цикла с целью получения большей прибыли.
Лечение инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ, также являются злободневной проблемой для таджикских тюрем, как и обеспечение больных этими заболеваниями заключенных полноценным питанием. Содержание осуждённых сверх установленного лимита не позволяет осуществить требования законодательства касательно норм содержания заключенных (жилая площадь). Согласно статье 104 Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, обеспечиваются необходимые жилищно-бытовые условия, соответствующие правилам санитарии и гигиены. Норма жилой площади в расчёте на одного осуждённого к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах – двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для содержания женщин – трёх квадратных метров, в воспитательных колониях – трёх с половиной квадратных метров, в лечебно-исправительных учреждениях – трёх квадратных метров и в лечебно-профилактических учреждениях – пять квадратных метров.
В Стратегии реформирования системы исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан на период до 2030 года отмечается, что в местах лишения свободы осуждённые содержатся сверх установленного лимита, что не позволяет осуществить требования данной нормы. Это дополнительный деградирующий аспект, который пагубно влияет на психоэмоциональный фон мест лишения свободы. Этот аспект тесно связан с оказанием психологической помощи осуждённым. В Стратегии достаточно чётко зафиксировано, что существующих профессиональных учреждений и лицеев недостаточно для обеспечения осуждённых гарантированным средним образованием, а также профессиональным обучением. Отсутствие навыков, знаний будут препятствием в ресоциализации и адаптации осуждённых после отбытия наказания. Осложняется вопрос тем, что после определённого времени нахождения в местах лишения свободы, человек не только остается не информированным об окружающем мире, но и может потерять связь с реальными запросами на рынке труда и существующими требованиями в этой сфере. Это означает, что в быстроменяющемся мире, в потоке информаций и социально-экономических изменений, человек, который находится в местах лишения свободы, может лишиться необходимой информации и соответственно навыков, в результате чего он после отбытия наказания не найдет свое место на рынке труда. С учётом коллективного мышления, ментальности эти социальные проблемы не ограничиваются рамками колючей проволоки. Их воздействие очень «комфортно» чувствуется и за её пределами.
Следует подчеркнуть, что нахождение близкого родственника в исправительном учреждении – это, прежде всего, материальные расходы, которые не каждая семья может потянуть. Семья могла бы эти средства израсходовать на такие приоритетные нужды, как здоровье, лечение и обучение. Эти расходы – не акт доброй воли, и они не осуществляются только по причине родственных связей. Родственники осуждённых и обвиняемых вынуждены делать эти расходы в силу объективной необходимости, так как в самой Стратегии признаётся, что осложняется обстановка с трудозанятостью осуждённых, проведением лечения осуждённых – больных туберкулёзом, ВИЧ-инфицированных, организацией полноценного питания, обеспечением материально-бытовых условий.
Другой не менее важной проблемой является то, когда глава семьи находится в исправительном учреждении, он/она по объективным причинам не сможет содержать свою семью, нести ответственность за обучение и воспитание своих детей. Это отрицательно отображается на качестве семьи и на будущем детей. Перечисленные аспекты являются достаточно актуальными проблемами не только для семей, но и для государства в целом. Социальная сторона проблем не исчерпывается эмоциональными переживаниями, затратами родственников, подорванным здоровьем близких и др. Это в том числе и нагрузка для государства. Государство в социальном плане несет на себе ответственность не только в плане правовой охраны лиц, которые отбывают наказания, но и несет социальную и психологическую ответственность за содержание заключённых, за качество их жизни. Если представить, что большая часть этих лиц станут клиентами пробации, это решит многие социальные проблемы, с которыми сталкивается и государство, и общество (родственники обвиняемых и осуждённых). Не будет таких проблем, как трудоустройство, лечение осуждённых – больных туберкулёзом, которые станут клиентами пробации, ВИЧ-инфицированных, обострение эпидемиологической обстановки в местах лишения свободы, содержание осуждённых сверх установленного лимита вопреки нормам Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан.
Если будет внедрен институт пробации, и, как принято в практике других стран, пробационным надзором будут охвачены от 20 до 40% обвиняемых и осуждённых, и это должно привести, по мнению автора, к существенному решению вышеописанных проблем. Решение же этих проблем приведёт к ресурсному обеспечению системы исполнения уголовных наказаний страны, что в свою очередь зависит от социально-экономического состояния страны, успешного реформирования ее экономики. Нельзя сказать, что все социальные проблемы являются аналогичными, но всех их объединяет одно, а именно: нахождение близкого человека в местах лишения свободы – это страдания, потеря здоровья, нервозность и демотиватор для родственников. Этот фактор не всегда учитывается в исследованиях и анализах, как правило, они ограничены рамками судьбы только самого заключённого, и многое другое остается, как говорится, за кадром. А между тем, это не только нагрузка на семью, но и на социальную систему в целом. Этот фактор мы должны учитывать.
Пробация в этом плане выступает одним из перспективных механизмов решения данных социальных проблем. Конечно, пробационный надзор «грозит» не всем, и не все могут на него рассчитывать, но с теми лицами, с которыми беседовал автор, они отбывают наказание по тем статьям, которые не квалифицируются как особо тяжкие преступления, и они могли бы потенциально стать клиентами пробации. Ведь, используя этот институт, мы добьемся, прежде всего, решения социальных проблем и прийти к таким положительным результатам, как: – глава семьи находится в семье, значит семья полноценная и неуязвимая. В традиционном обществе, коим является таджикское общество, это очень многое значит; – семья освобождается от чувства страха и неопределённости, когда муж, сын, мать, дочь, ребёнок рядом; – став клиентами пробации, они качественно проходят этап ресоциализации и адаптации; – охваченный пробационным надзором (обвиняемый, подсудимый, заключённый) вернётся в семью, может также принести пользу и обществу, будет платить налоги, будет содержать свою семью. И это только социальный эффект от пробации.
В рамках Стратегии пенитенциарной реформы в Таджикистане ОО "Бюро по правам человека и соблюдению законности" при поддержке Программного офиса ОБСЕ в Душанбе выпустило сборник «Проект Концепции развития пробации в Республике Таджикистан. Правовой и социально-экономический анализ «Изучение возможностей внедрения Института пробации и развития альтернативных мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы, в Республике Таджикистан».