Три жертвы пыток - три человеческие истории

В 2021 году и за 5 месяцев 2022 года в Коалицию гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане поступило 33 обращения относительно возможного применения пыток и жестокого обращения. В преддверии Международного дня в поддержку жертв пыток, который ежегодно отмечается 26 июня, правозащитники рассказали о своей работе. Несмотря на все усилия государственных органов, общественности и правозащитников, проблема пыток в стране не искоренена. В качестве примера таджикские правозащитники рассказали три истории применения пыток и жестокого обращения из своей практики.

За помощью к правозащитникам

Проблема пыток на протяжении многих лет продолжает оставаться актуальной. Государственные органы, гражданское общество и правозащитники направляют множество усилий на предотвращение и борьбу с этой проблемой, что делает ситуацию менее острой, но пока всё ещё не полностью решаемой.

По словам таджикских правозащитников, Коалиция придает большое значение вопросам оказания индивидуальной правовой помощи жертвам пыток и членам их семей.

Для начала обратимся к статистике обращений.

Руководитель Общественной организации «Право и процветание» Наджиба Ширинбекова отметила, что Группой правовой помощи Коалиции против пыток и безнаказанности в Таджикистане в 2021 году было зарегистрировано 24 обращения о предполагаемом применении пыток и других видов жестокого обращения. За пять месяцев 2022 года поступило 9 таких обращений.

Согласно статистике обращений в Коалицию, чаще всего пытают в милиции. Как оказалось, это та самая структура, которая чаще всего принуждает людей в чем-либо сознаться или взять вину на себя.

По данным Коалиции, статистика по сотрудникам государственных органов, которые применили пытки и жестокое обращение в 2021 году, выглядит так: МВД – 21; ГУИУН МЮ РТ – 1; Таможенная служба -1.

За 5 месяцев 2022 года: МВД – 8; ГКНБ РТ - 1.

Пыткам подвергаются как подростки, так и пожилые люди. Чаще всего пытают людей в возрасте от 22 до 45 лет.

Что касается гендера, более 90% подвергшихся пыткам людей — мужчины.

Так, в 2021 году жертвами пыток оказались лица в возрасте 19-21 года – один человек, 22-34 года – девять человек, 35-45 лет – семь человек,46-60 лет - шесть человек, 60 лет и старше – один человек. Из них 19 мужчин и 5 женщин.

За 5 месяцев 2022 года жертвами пыток оказались лица в возрасте 19-21 года – два человека, 22-34 года – четверо и в возрасте 35-45 лет – трое. Из них восемь мужчин и одна женщина.

Консультации правового характера

«Одним из компонентов работы Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане является правовая помощь, оказываемая юристами организаций-членов Коалиции. В 2021 году в целом Группой правовой помощи было предоставлено 187 устных консультаций, 38 правовых сопровождений в Генпрокуратуру, ИАП, УПЧ, МВД, включая Службу безопасности МВД РТ. Организациями - членами ГПП были предоставлены консультации по вопросам пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. ОО «Независимый центр по защите прав человека» документировано одно дело и продолжалась работа по трем делам прошлых лет, предоставлено 85 консультаций, предоставлены услуги адвоката по 4 делам о пытках и ЖО, составлено 73 правовых и процессуальных документа. За  5 месяцев 2022 года было подготовлено 25 письменных обращений от имени  заявителей с жалобами на пытки, жестокое обращение, недопуск адвоката, установление местонахождения задержанных  в  Генпрокуратуру , УПЧ, ГКНБ, МВД,  Согдийскую областную прокуратуру, прокуратуры города Бустон и Шахристанского района», - сообщила Наджиба Ширинбекова.

По словам правозащитницы, к Международному дню в поддержку жертв пыток 24 мая 2022 года были проведены правовые консультации на колёсах и предоставлено более 10 консультаций по семейным, земельным, жилищным вопросам.

Медико-социально-психологическая поддержка

По мнению правозащитников, практика показывает, что пострадавшие нуждаются не только в юридической помощи, но и в психологической и социальной поддержке.

«Без этой работы невозможно компенсировать в полной мере понесенный ущерб и позволить пострадавшим вернуться к полноценной социальной жизни. Действительно, травмы, полученные в результате пыток, могут повлечь за собой проблемы со здоровьем, а также трудности в повседневной жизни, работе, учебе и социализации», - говорит Гульчехра Рахманова, руководитель Группы по реабилитации лиц, переживших пытки, и(или) членов их семей Коалиции против пыток в Таджикистане.

По ее словам, Группой по реабилитации лиц, переживших пытки, и (или) членов их семей оказывалась максимально возможная помощь в восстановлении самостоятельности, физических, душевных, социальных и профессиональных способностей, а также их полной социальной интеграции.

«Всего за 2021 год и 5 месяцев 2022 года на реабилитацию поступило 39 человек. Среди них есть как мужчины, так и женщины. Мужчин, прошедших курс реабилитации, немного больше, чем женщин.

Из них 18 мужчин, 21 женщина и одна несовершеннолетняя девочка. Из общего количества жертв 15 человек - напрямую пострадавшие от пыток и жестокого обращения, и 24 являются родственниками жертв пыток и/или жестокого обращения. 36 обратившимся была оказана медицинская помощь, 20 человек получили психологическую помощь, социальная поддержка была оказана 32 напрямую пострадавшим от пыток и жестокого обращения и родственникам жертв», - сообщила Гульчехра Рахманова.

Вместе со стараниями масс-медиа

На протяжении десяти лет Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане активизировала свою деятельность по работе со СМИ, информируя о своей работе через свой сайт и социальные сети.

«В 2021 году медиа-группой было опубликовано 460 материалов на русском и 192 материала на таджикском языке. За 5 месяцев 2022 года опубликовано 100 материалов на русском и 35 материалов на таджикском языке. Это информационно-аналитические и мультимедийные материалы, истории кейсов, обзоры СМИ по «пыточной тематике» и результаты мониторинга по различным вопросам, а также мнения экспертов», - говорит руководитель медиа-группы, исполнительный директор ОО «Независимый центр по защите прав человека» Шоира Давлатова.

По ее словам, сайт Коалиции выступает первоисточником по предоставлению качественной и объективной информации для других СМИ Таджикистана. В частности, ведущие СМИ Таджикистана делают репосты материалов, опубликованных на сайте Коалиции, или цитируют правозащитников Коалиции.

Три человеческие истории

Таджикские правозащитники говорят, что День в поддержку жертв пыток дает им возможность снова и снова подтвердить свое коллективное обязательство проводить политику «нулевой терпимости» к пыткам и жестокому обращению.

«Правозащитникам зачастую бывает трудно добиться от правоохранительных органов возбуждения уголовных дел по заявлениям о пытках.

В подтверждение этому предлагаем три истории, которые в очередной раз доказывают, что, к сожалению, применение пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения все еще остается реальностью…

Кто в ответе за восстановление здоровья?

В декабре 2019 года Душанбинский городской суд признал 17 высокопоставленных должностных лиц МВД Таджикистана виновными в пытках, взяточничестве, незаконном проникновении в жилище, превышении служебных полномочий и других противоправных действиях и осудил на различные сроки лишения свободы: от семи до семнадцати лет.

Один из эпизодов этого приговора касался судьбы 47-летнего жителя города Душанбе, который был признан пострадавшим в этом деле. Казалось бы, он должен был быть доволен, что государство наказало его мучеников в погонах. Однако привычная жизнь для Х.С. уже никогда не будет прежней. Вот что изложил в своем исковом заявлении его адвокат, услуги которого были предоставлены Коалицией: «После пыток у меня порвана левая барабанная перепонка, одно ухо оглохло и постоянно болит. Периодически лечу ухо. У меня еще постоянно болит голова после выстрела. Я постоянно на обезболивающих. Из-за моего тяжелого финансового положения я не могу воспользоваться психологической помощью. В настоящее время меня мучают постоянные головные боли, «картина» того, что со мной сделали в милиции - постоянно перед глазами. С тех пор у меня нет спокойных дней, какие были у меня до задержания …».

В мае 2020 года он обратился в районный суд И. Сомони г. Душанбе, предъявил иск МВД РТ на сумму 200 тысяч сомони за пытки и жестокое обращение. 13 октября этого же года суд отказал в удовлетворении данного иска по следующим основаниям: «Осужденные несут прямую вину за причинение морального вреда, который подлежит возмещению отдельно за свой счет, т.е. за счет бывших сотрудников столичного ОМВД, признанных виновными в пытках Х.С.». Суд пришел к заключению, что вина МВД РТ в причинении морального вреда не подтверждена, и отклонил иск к МВД РТ.

Тем не менее, международные обязательства и собственное национальное законодательство налагают на страну предельно ясные обязательства: «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местной власти, а также их должностными лицами подлежит возмещению на основании решения суда независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт. Вред возмещается за счет государственного бюджета. Ст. 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания требует от каждого государства-участника "обеспечить в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации".

Жизнь, разделенная на «до» и «после»

Жизнь Х.Ё.- жителя города Турсунзаде резко изменилась в ноябре 2017 года, когда его задержали по подозрению в убийстве соседа. Спустя месяц после задержания МВД РТ   по государственному телевидению демонстрировало видео, где Х. Ё. признался в совершении убийства и рассказывал подробно, как он несколько раз ударил ножом своего соседа Д.М., а после забрал всего его ценные вещи.

Восемь долгих месяцев он провел в следственном изоляторе, за эти месяцы его семья -  мама и супруга прошли все круги ада: унижения, угрозы отобрать детей и привлечь к ответственности как соучастников. Адвокаты и семья использовали все правовые механизмы для его защиты, но казалось, шансов на освобождение совсем не было, учитывая его «чистосердечные признания».

Однако неожиданно для всех Х. Ё. выпустили из изолятора: выяснилось, что задержали настоящего убийцу, который использовал мобильный телефон убитого им жителя города - Д.М. Сломленный унижениями и жестокими пытками Х.Е. вышел на свободу, но его мучения продолжались еще долгих 4 года в ожидании справедливости.

Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане оказывала ему не только правовую помощь, но также услуги реабилитации, так как его здоровье - и физическое, и психическое - было сломлено пытками и унижениями. «У него до сих пор видны следы пыток на теле, – рассказала мама Х.Ё. – Ему предстоит операция на коленях – из-за пыток у него появился костный артроз. К тому же, у него после того, как вышел на свободу, появилось затрудненное дыхание. Сын рассказывает, что во время следствия его часто били по голове. Он нуждается в серьезном лечении». Верховный суд Таджикистана 17 июня 2021 года приговорил к различным длительным тюремным срокам трех сотрудников милиции, обвиненных в применении пыток в отношении Х. Ё. Однако государство не предприняло никаких мер для того, чтобы предоставить Х.Ё., как жертве пыток и жестокого обращения, компенсацию на восстановление психического и физического здоровья. 

«Преступница» преклонного возраста

В начале августа 2018 года прокуратура Айнинского района пригласила на беседу жительницу района Айни И. К., где ее попросили написать объяснение о самовольном захвате земельного участка и умышленного уничтожения чужого имущества, и уже в середине августа районной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по этим основаниям.  В январе следующего года 70-летняя И.К. узнала, что находится в розыске: пожилую женщину немедленно водворили в изолятор временного содержания (ИВС) ОМВД в Айнинском районе.

Женщина не ожидала такого поворота событий, её состояние здоровья резко ухудшилось, она почувствовала слабость и головокружение, до того она страдала гипертонией 3 степени и пупочной грыжей. За период нахождения в ИВС четыре раза вызывали врачей станции скорой медицинской помощи для оказания медицинской помощи пожилой женщине, но это никак не волновало сотрудников милиции, которые по приказу начальника отправили ее в следственный изолятор в другом городе. Сложно понять мотивы действий сотрудников милиции. Возможно, уровень опасности пожилой женщины для общества рассматривался районной милицией, как чрезвычайно высокий в связи с самовольным захватом земель?

Женщина была возмущена действиями сотрудников милиции и пыталась своими действиями выразить протест, и когда ей хотели ввести инъекцию для успокоения, она совершила самоподжог, в результате чего получила ожоги в области лица, шеи, грудной клетки, живота и подмышечной части. Но и после этого ее повезли не в больницу, а в следственный изолятор, где ее не приняли, объяснив, что ей необходима немедленная медицинская помощь и срочная госпитализация.

Трудно поверить, но даже это не остановило сотрудников районной милиции, они привезли пожилую женщину обратно в здание милиции Айнинского района, где ее состояние здоровья ухудшалось. Поврежденные участки тела от ожогов покраснели и вызывали сильнейшую боль. Стресс, нервное перенапряжение и тревожное состояние послужили причиной учащенного дыхания. И только спустя несколько часов ее отвезли в центральную районную больницу, где поместили в реанимационное отделение. На госпитализацию с проведением диагностики и лечения потребовалось более одного месяца. И только после этих событий прокуратура вынесла постановление об освобождении ее из-под стражи.

К.И. и ее адвокат, предоставленный Коалицией, направили заявление в Генеральную прокуратуру Республики Таджикистан о принятии мер в отношении сотрудников милиции ОМВД в Айнинском районе. Жалоба была перенаправлена для рассмотрения в прокуратуру Согдийской области, которая, в свою очередь, перенаправила её в прокуратуру Айнинского района. А уже прокуратура Айни постановила, что наказывать милиционеров не имеет смысла, так как они, как оказалось, уже были уволены с занимаемых должностей в органах МВД РТ.

К.И. и ее адвокат не были согласны с таким решением, и вновь подали жалобу в Генеральную прокуратуру РТ. Надо сказать, что Генпрокуратура проявила солидарность с пожилой женщиной и отменила решение прокуратуры района Айни, назвав его незаконным! Генпрокуратура потребовала от своей структурной единицы в Айни провести новую проверку. Но прокуратура района Айни своим постановлением второй раз отказала в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции.

Адвокат вновь обжаловала данное постановление в Генеральной прокуратуре, которая опять-таки отменила второе решение и отправила жалобу в Согдийскую областную прокуратуру для третьей дополнительной проверки. Прокуратура Согдийской области решила, что доводы о незаконных действиях сотрудников милиции не нашли своего подтверждения в результате полной и всесторонней проверки. В итоге пожилая женщина и ее адвокат оставили надежду искать справедливость в стенах прокуратуры и приняли решение обратиться в суд Айнинского района. По инициативе суда дело было передано в суд Горно-Матчинского района, где суд решил, что: «доводы И.К не нашли своего подтверждения, и постановление прокуратуры является законным и обоснованным». Вот такой замкнутый круг… К.И. покинула этот мир на момент этой публикации, так и не дождавшись справедливости…

Коалиция против пыток и безнаказанности в Таджикистане

NoTorture.Tj