УГКНБ по Душанбе: 12-летнего мальчика никто не бил

УГКНБ по Душанбе: 12-летнего мальчика никто не бил

В центре общественных связей Управления ГКНБ по Душанбе заявили, что 12-летнего Нусратулло Якубова никто не бил.

По данным столичного управления, 25 августа 2012 года в результате проведенных следственно-оперативных мероприятий в Душанбе был задержан «эмир» «Хизб-ут-тахрир» - 33-летний Абдурахмони Абдуджалол (ранее его звали Джалилов Хуршед Джалолович). Вместе с ним тогда был и 12-летний Нусратулло Якубов.

«Нусратулло Якубов был доставлен в здание Управления ГКНБ по городу Душанбе после того, как на одной из квартир в Душанбе были задержаны несколько мужчин по подозрению в членстве в «Хизб-ут-Тахрир». У них были изъяты все вещественные доказательства: литература, листовки. Среди мужчин был этот мальчик. После того, как его доставили в Управление, его накормили и оставили ночевать, потому что его матери в этот день не было в Душанбе, не могли же мы его оставить ночью на улице или в том доме одного. Его никто не бил, не допрашивал. В этом не было никакой нужды, нам не нужны были никакие сведения от него, потому что все вещественные доказательства в отношении задержанных были изъяты. Мальчик на следующий день был отправлен к родственникам в район Рудаки», - отметили в ЦОС душанбинского управления.

«Мы проводили проверку по заявлению, которое подала мать мальчика в Генпрокуратуру. В это время мальчик находился в Худжанде. Там с ним встречались оперативники Согдийского управления ГКНБ, он в присутствии своей бабушки рассказал, что его никто не бил и не допрашивал. Этот факт не нашел своего подтверждения», - утверждают в ЦОС.

Относительно фотографий, которые были предоставлены редакции «АП» матерью ребенка, в ЦОС заявили, что еще надо выяснить, когда были сделаны эти фотографии.

Тем не менее, по утверждению силовиков, 12-летний мальчик был втянут своими родителями в экстремистскую деятельность «Хизб-ут-Тахрир». Его отец Шарифджон Якубов, бывший эмир «ХТ» по Таджикистану, в прошлом году был приговорен к 20 годам лишения свободы. После амнистии его срок был сокращен до 18 лет. Ш. Якубов продолжал руководить своими членами, находясь в заключении.

«В результате собранных оперативных материалов установлено, что Нусратулло Якубов (в партии его называли «Наби и Джонибек») по поручению отца, который находится в заключении, по электронной почте установил связь с членами организации, находящимися на свободе и женами арестованных членов партии, доставлял им деньги, передачу которых контролировал  Абдурахмони Абдуджалол. Отец, пользуясь тем, что его сын несовершеннолетний, передавал через него обращения и указания своим единомышленникам», - утверждают в ЦОС.

В Управлении отмечают, что также было установлено, что Абдурахмони Абдуджалол два раза получал по 5 тыс. долларов от всемирного эмира запрещенной в Таджикистане экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир», араба Шайха Ато ибн Абурушта. Данные средства были направлены на деятельность партии, привлечение новых членов, а также на поддержание семей осужденных членов «ХТ». «Деньги приходили на имя Фарангис Якубовой, старшей сестры Нусратулло, она вместе со своей матерью и братом занималась распространением этих денег среди членов «ХТ». По данному факту брат и сестра были доставлены в Управление ГКНБ. Дети дали показания в присутствии матери и были отпущены в тот же день», - отмечают в ЦОС.

В отношении матери Нусратулло, как сообщили силовики, в прошлом году тоже возбуждалось уголовное дело, но женщина была освобождена по амнистии.

«Члены «ХТ» пытаются вас («Азию-Плюс» - от ред.) использовать в своих целях. За день до того, как Инобат Якубова пришла к вам, мы в СИЗО ГКНБ объявили ее мужу, Шарифджону Якубову, что в его отношении будет возбуждено уголовное дело по новым выявленным фактам о его противоправной деятельности в качестве руководителя «ХТ» по Таджикистану, которую он вел, находясь в исправительном учреждении. Мы просто уверены, что он вышел на свою жену и попросил ее, чтобы она привлекла внимание и подняла шум вокруг его дела, попыталась дискредитировать следователя, который занимается делом Якубова», - утверждают в ЦОС.

«Члены «ХТ» не гнушаются ничем, они вовлекают в свою деятельность своих детей и младших братьев и сестер. В одном из своих очередных электронных писем из тюрьмы, Якубов призывал своих единомышленников вовлекать в деятельность партии 10-12-летних подростков», - говорят силовики.

Напомним, ранее «АП» сообщало, что в редакцию обратилась Инобат Якубова, которая сообщила, что в августе этого года сотрудники ГКНБ по городу Душанбе незаконно доставили в рабочий кабинет 12-летнего мальчика и удерживали его в течение трех суток. При этом ребенок был избит с целью получения нужных показаний в отношении задержанных лиц, подозреваемых в экстремизме.

Женщина рассказала, что в тот день ее сын пошел домой к учителю на очередные уроки арабского языка, как неожиданно в дом ворвались сотрудники спецслужб и задержали учителя и его знакомого по подозрению в членстве в запрещенной в стране религиозно-экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир».

«Вместе с ними забрали и моего сына и продержали в здании столичного управления ГКНБ до 28 августа. Все эти дни я не могла найти себе места, искала своего ребенка по больницам и другим учреждениям, но везде только разводили руками», - рассказала женщина.

По ее словам, после того, как сын вернулся, она заметила на его лице и теле ссадины и синяки. «На мой вопрос, что случилось, он ответил, что его избил оперативный сотрудник ГКНБ, добиваясь от него показаний против предполагаемых «экстремистов», - сказала мать ребенка.

Более того, рассказывает Инобат Якубова, через месяц после данного инцидента к ним домой вновь пришел тот оперативник. «Было утро. Меня не было дома, и он буквально поднял с постели моего сына и 17-летнюю дочь и увел с собой. В ГКНБ он продержал моих детей в течение двух суток. На этот раз оперативник опять требовал от них дачи нужных показаний против того учителя. От дочери требовали сказать, что якобы мы дали ему 5 тыс. долларов», - отметила она.

Женщина также сообщила, что после того, как она заявила в Генпрокуратуру о противозаконных действиях сотрудника ГКНБ, прокуратура не стала самостоятельно расследовать указанный факт, а направила ее жалобу обратно в ГКНБ.

«Следователь Госкомитета вызвал меня и стал угрожать, что если я не откажусь от своего заявления, то сделает так, что отправит моего сына в спецприемник, а дочь - за решетку. Из-за страха за своих детей я отказалась от заявления», - говорит Якубова.

По словам адвоката потерпевшей стороны Шухрата Кудратова, в настоящее время он обратился в Генеральную прокуратуру РТ с ходатайством о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудника ГКНБ, который допустил ряд противоправных действий - задержание, доставление и удержание несовершеннолетних в отсутствие родителей и адвоката, нанесение телесных повреждений несовершеннолетнему.

Азия-Плюс