Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
В Душанбе 25 октября в Национальной библиотеке прошла республиканская научно-практическая конференция о борьбе с пытками.
Мероприятие проводилось Коалицией гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане совместно с Генеральной прокуратурой РТ при содействии Программного офиса ОБСЕ в Душанбе, Международной Комиссии юристов и Зигрид Раузинг Фонд, сообщает ОО «Независимый центр по защите прав человека».
Основной целью конференции, по словам организаторов, является обсуждение актуальных проблем в области борьбы с пытками и жестоким обращением в Таджикистане.
В работе конференции приняли участие международные эксперты, представители государственных органов, правоохранительных структур, судов, прокуратуры, офиса Уполномоченного по правам человека в РТ, международных организаций и посольств, а также общественных организаций, входящих в Коалицию гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане, и средств массовой информации.
В рамках конференции представители министерств и ведомств, ряда национальных, региональных и международных институтов выступили с докладами об обеспечении свободы от пыток.
В частности, первый заместитель Генерального прокурора Таджикистана Абдугаффор Хикматуллозода в своем докладе проанализировал ситуацию с соблюдением прав и свобод человека, борьбой с пытками и введение в 2012 году в Уголовный кодекс Таджикистана статьи 143.1 «Пытки», а также усиление в 2020 году уголовной ответственности за применение пыток.
Первый заместитель председателя Верховного суда Шавкат Лутфуллозода в своем выступлении акцентировал внимание участников на введение уголовной ответственности за пытки, согласно законодательству Республики Таджикистан.
«Верховным судом было принято Постановление Пленума Верховного суда Республики Таджикистан «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по противодействию пыткам». Таджикистан принял большинство рекомендаций Совета ООН по правам человека, вынесенных в рамках процедуры УПО», — отметил спикер.
Прямой запрет на пытки
Начальник внутренней безопасности МВД Таджикистана Джамшед Машрабзода, рассказывая об обеспечении свободы от пыток в деятельности органов внутренних дел, поведал, что пытки являются актуальной проблемой в деятельности правоохранительных структур страны. «Руководство МВД постоянно требует от сотрудников избегать применения пыток в своей работе», — отметил он.
По его словам, глава МВД Рамазон Рахимзода постоянно говорит о том, что использовать пытки недопустимо, даже если преступление останется нераскрытым. Даже в здании МВД вывешена цитата главы этого ведомства: «Никогда не прибегайте к пыткам, если даже преступление останется нераскрытым!».
Помощник прокурора города Худжанд Курбонзода Бехруз в своем выступлении указал, что проведенные исследования и анализ показывают, что пытки могут быть направлены не только на получение информации (самооговор, показания, сведения иного характера), но и на наказание лица за то поведение или действие, в котором его обвиняют.
«Любое действие, направленное на причинение физических или психических страданий путем принуждения лица, подвергаемого пытке, или третьего лица к совершению или не совершению какого-либо действия, как форма пытки, должно быть запрещено. Также оно может причинять физические или эмоциональные страдания на основании расовой, национальной принадлежности, отношения человека к религии, этнического происхождения, языка, пола, возраста или иной принадлежности, в том числе связанных с определенной деятельностью или гражданской позицией человека», — заявил он.
Спикер подчеркнул, что законодательство Таджикистана напрямую запрещает пытки, а в 2012 году в Уголовный кодекс была введена статья 143-1 («пытки»), определение которой соответствует положениям Конвенции против пыток.
«Также для предотвращения пыток во всех местах содержания под стражей ведутся журналы учета задержанных, где регистрируются данные о личности задержанного, время и дата водворения, документ, на основании которого лицо водворено, дата и основания перевода в другое учреждение или освобождения. Наряду с этим, совместным приказом Генерального прокурора, Министра юстиции и первых руководителей всех других правоохранительных органов Республики Таджикистан 24 октября 2012 года утверждена Инструкция «О задержании», где детально регламентированы все требования относительно своевременной регистрации задержанных», — отметил докладчик.
Лишение свободы не для пыток!
Директор ГУ «Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы» в Согдийской области Фуркат Ганиев акцентировал внимание присутствующих на проводимой работе в сфере медицинской экспертизы по реализации рекомендаций Стамбульского протокола.
«Власти Таджикистана предприняли ряд важных шагов для решения проблем, связанных с вопросами пыток и жестокого обращения. Так, в ноябре 2014 года Министерство здравоохранения РТ утвердило медицинские бланки, отражающие принципы Стамбульского протокола, для использования медицинским персоналом министерства при проведении медицинского освидетельствования задержанных и регистрации признаков применения пыток и жестокого обращения (дополнительную информацию см. в разделе «Медицинское обследование» в главе «Доступ к юридическим гарантиям в местах лишения свободы»)», — заявил Фуркат Ганиев.
Заместитель начальника Главного управления исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции Республики Таджикистан Фахриддин Зубайдзода отметил, что соблюдение прав, осужденных является наиболее приоритетным направлением пенитенциарной политики. Лишение гражданина свободы не является основанием для умаления его прав и законных интересов, Конституция Таджикистана гарантирует право на защиту каждому гражданину не зависимо от пола, расы, национальности, а также наличии или наличия судимости.
По его словам, систематизация вопросов соблюдения прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание, основных методов и приемов их соблюдения, проблем совершенствования законодательства о правовом статусе осужденных может оказать серьезную помощь в соблюдении прав и законных интересов осужденных, заключенных под стражу, а также задержанных.
«За последние два года в тюрьмах страны не зафиксировано ни одного случая применения пыток в отношении заключенных. В помещениях закрытых учреждений системы ГУИУН установлены камеры видеонаблюдения», — поведал Фахриддин Зубайдзода.
Старший прокурор Управления по надзору за исполнением законов в органах внутренних дел и по контролю за наркотиками Генпрокуратуры Файзали Давлатзода в своем выступлении относительно прокурорского надзора как основной гарантии соблюдения прав граждан на свободу от пыток и жестокого обращения, подчеркнул, что из шести заявлений о возможном применении пыток задержанных за девять месяцев этого года ни одно не подтвердилось.
Более сорока обращений за два года
Нурмахмад Халилов, руководитель Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане, приводя статистику обращений по вопросу возможного применения пыток, в своем выступлении указал на другие цифры: «Коалиция оказывает юридическую помощь жертвам пыток, ведет стратегические судебные тяжбы, документирует обращения на предполагаемые случаи применения пыток и жестокого обращения. Документирование обращений позволяет Коалиции получить непосредственную информацию о ситуации с пытками в стране, а ведение стратегических судебных тяжб — добиться создания устойчивой̆ практики применения норм законодательства о защите жертв пыток. В частности, за последние 2 года было зарегистрировано более 40 обращений на предполагаемые случаи применения пыток (2021 году -–24 обращений, 2022 году обращений – 16)».
По мнению правозащитников, это количество является определенной частью фактического числа случаев. С одной стороны, жалобы должным образом не расследуются, а с другой стороны, многие предпочитают молчать, опасаясь преследования.
По словам Нурмахмада Халилова, в прошлом году Коалиция провела мониторинг выполнения избранных рекомендаций структур ООН по вопросам о пытках и других форм плохого обращения.
«За период с 2010 по 2021 годы Таджикистан предоставил свои доклады во все договорные органы в области прав человека в Комитеты ООН по правам человека, а также в рамках Универсального периодического обзора. Страну дважды посетил Специальный докладчик по вопросам пыток (в 2012 и 2014 г.г.).
За этот период, Таджикистан получил более 1000 рекомендаций в области прав человека, в том числе и по различным вопросам предупреждения и эффективной борьбы с пытками и другими формами плохого обращения, среди которых:
— недвусмысленно подтвердить абсолютное запрещение пыток;
— прилагать больше усилий с целью устранения разрыва между законодательством и практикой в области применения пыток;
— принять эффективные меры для искоренения и предупреждения актов пыток и жестокого обращения по всей стране, особенно при содержании под стражей в полицейских участках, в ИВС и СИЗО.
— обеспечению задержанных основными процессуальными гарантиями с момента фактического лишения свободы, информировать задержанных об их правах, строго соблюдать правила регистрации с момента фактического ареста.
— обеспечить проведение оперативного, тщательного и беспристрастного расследования всех утверждений о пытках, а также обеспечить защиту жертв пыток и свидетелей от любых форм преследования и давления», поведал правозащитник.
Проблема требует комплексного решения
Нурмахмад Халилов подчеркнул, что Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности приветствует в этом свете инициативу Генеральной прокуратуры проведение совместно с гражданским обществом Конференции по обсуждению проблем в области предотвращению пыток и надеется на то что будет разработан План комплексных мер по противодействию пыткам, а Коалиция со своей стороны готова к эффективному взаимодействию с государственными органами для продвижения свободы от пыток в Таджикистане.
Правозащитники указывают, что существуют и другие проблемы в области предупреждения и эффективной борьбы с пытками в Таджикистане на которые необходимо обратить внимание и реагировать.
Они указывают на необходимость принятия эффективных шагов в этом направлении, разрабатывать механизмы, направленные на эффективную реализацию законодательства в правоприменительной практике.
Руководитель Группы правовой помощи Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане Гулчехра Холматова в своем выступлении, указывая на опыт работы правозащитников, подчеркнула, что не все жалобы на применение пыток и жестокого обращения доводятся до судебного разбирательства, и причин этому много: «Отсутствие доказательной базы, независимых судебных медицинских экспертов, отказ жертв от дальнейшего обжалования ввиду разочарования, стресса, давления, недостаточности финансовых и временных средств, чтобы «обивать пороги» компетентных органов, отсутствие правовых знаний, круговая порука среди некоторых правоохранительных органов в отдельных районах и многое другое», — заявила она.
Спикер в качестве примера привела две истории граждан, обратившихся в Коалицию против пыток, указывая на неэффективное расследование и дальнейшую безнаказанность виновных в совершении преступлений.
«К решению этих проблем необходимо подходить последовательно и комплексно. В противном случае из-за отсутствия реальной политической воли и обеспечения верховенства закона в этой важной сфере государственной деятельности невозможно добиться реальных успехов, что, несомненно, отрицательно влияет и на международную репутацию нашей государственности», — резюмируя свою речь, поведала Гулчехра Холматова.