В Верховном суде начался закрытый процесс над руководством ПИВТ

В Верховном суде в закрытом режиме начался судебный процесс над 13 членами Высшего политсовета Партии исламского возрождения Таджикистана. Как известно, в отношении членов ПИВТ, находящихся на скамье подсудимых, выдвинуты обвинения по 3-14 статья Уголовного кодекса РТ.

Напомним, все 13 активистов ПИВТ были задержаны 16 сентября, через две недели ПИВТ была объявлена Верховным судом экстремистско-террористической. Своим решением ВС также запретил выпуск еженедельника «Наджот» - органа ПИВТ и вебсайт партии. ПИВТ и ее руководителя обвинили в организации и финансировании государственного переворота, который попытался осуществить 4 сентября 2015 года экс-замминистра обороны Таджикистана Абдухалим Назарзода. Мятеж был подавлен, а его основные участники, в том числе Ходжи Халим уничтожены. 

В день, когда власти заявили об окончании спецоперации против группы Назарзода, начались аресты активистов ПИВТ.

8 февраля, в ходе годовой пресс-конференции Главный военный прокурор Таджикистана Сафарали Мирзозода отметил, что расследование уголовных дел в отношении 199 лиц, подозреваемых в организации и участии в сентябрьском  вооруженном мятеже, руководимом Абухалимом Назарзода, уже завершено, материалы дел переданы для рассмотрения в Верховный суд. По его словам, из 199 лиц, против которых выдвинуты обвинения, 172 не являются членами Партии исламского возрождения Таджикистана.

40 участников и организаторов мятежа объявлены в международный розыск, 36 участников мятежа были уничтожены в ходе специальной операции.

Главный военный прокурор заявил, что на сегодняшний день на объекты, принадлежащие участникам и организаторам мятежа, на общую сумму 151 миллион сомони наложен арест. «Расследование финансирования мятежа со стороны иностранных государств и их поданных продолжается», - добавил Мирзозода.

Между тем, Ассоциация «Прав человека в Центральной Азии» призывает ЕС, США, ОБСЕ требовать от президента страны условия для независимого справедливого суда.

«Сразу же после первых арестов стали поступать сообщения об аресте имущества членов ПИВТ, давлении на родных, включая несовершеннолетних детей. Многих родственников арестованных уволили с работы по негласному указанию таджикских властей. Членов ПИВТ повсеместно дискриминируют. Обвинение против членов ПИВТ опирается только на показания, добытые под пытками. Законных же доказательств у следствия нет. Но прокурор подписал обвинительное заключение, и уголовное дело передано в суд. Суд будет закрытым, и нарушения процессуальных норм можно будет скрыть от общественности. В таких условиях приговор практически уже вынесен, суд будет формальным», - отмечается в сообщении ассоциации.

Ассоциация отмечает, что все 13 человек были задержаны 16-18 сентября 2015 года, сразу же по завершении операции против вооруженной группировки Абдухалима Назарзоды. Власти Таджикистана обвинили лидера ПИВТ Мухиддина Кабири и всю партию в причастности к этому вооруженному мятежу.

«Среди подсудимых — женщина, Зарафо Рахмони. Она имеет четверых детей, младшему нет семи лет. Она очень больна, страдает болями в области сердца, почек, нервным истощением и глубокой депрессией. Во время следствия следователь Генеральной прокуратуры Таджикистана Иброхим Иброхимзод не разрешал ни сестре, ни представителям миссии «Красного Креста» посетить Зарафо Рахмони в СИЗО ГКНБ города Душанбе», - отмечается в сообщении.

У Рахмони есть два адвоката: Ситора Азизова и Зайдуло Давлатёров, их допускают, и они передают лекарства, продукты. Адвокат ее видела в последний раз 15 января, когда знакомилась с материалами дела, однако родным Рахмони адвокаты подробностей не сообщают, чтобы не потерять лицензию на адвокатскую деятельность.

Родным разрешено один раз в неделю передавать Рахмони еду и лекарства. 20 января 2016 года впервые со дня ареста с Зарафо Рахмони встретились ее старший и младший сыновья.

При этом, Ассоциация отмечает, что Мухиддин Кабири, Назар Сайидиброхими, Карим Шохнаими, Афзали Камариддини, Хайриниссо Саидова, Илхом Екубов, Нематулло Амонбеков, Гулбарг Сайфова, Шарофат Шарофиддинова и др. объявлены в розыск.

«Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» считает, что Партия исламского возрождения (ПИВТ) объявлена террористической и экстремистской по политическим мотивам. Ассоциация «Права человека в Центральной Азии» призывает ЕС, США, ОБСЕ и всех других международных партнеров Таджикистана требовать от него соблюдения международных обязательств. Власти страны должны обеспечить свободу ассоциации, собраний, выражения мнений и религии. Следует создать условия для независимого справедливого суда, где будет соблюдено равенство сторон. Виновные в применении пыток должны быть привлечены к ответственности», - говорится в заявлении правозащитной организации.

Азия-Плюс