Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
На видеозаписях заключенные мужской колонии № 3 г. Худжанда жалуются на издевательства и побои со стороны сотрудников тюрьмы.
Видео было предоставлено радио Озоди родителями трех заключенных, которые 5 ноября этого года были переведены из душанбинской колонии в г. Худжанд. В записях, сделанных на мобильные телефоны, несколько заключенных на таджикском языке рассказывают о том, как в первые часы после прибытия на новое место, были жестоко избиты группой надзирателей колонии города Худжанда. Они демонстрируют следы гематом и синяков на своих руках, ногах и спине. По рассказам заключенных, их били резиновыми дубинками, преимущественно в область шеи и спины. Некоторые признаются на видео, что отправили в генеральную прокуратуру Таджикистана жалобу с описанием всего произошедшего. В начале ноября этого года по решению ГУИУН, 59 заключенных исправительных колоний №№ 1 и 6 г. Душанбе были этапированы в колонию № 3 г. Худжанда.
Уже 7 ноября группа родителей заключенных пришли с жалобой о пытках их детей к зданию генеральной прокуратуры, однако представители руководства этой структуры убедили родителей в том, что их дети в безопасности и они содержатся в хороших условиях. Тогда Илхомджон Махмудов, заместитель начальника ГУИУН Министерства юстиции Таджикистана заявил, что доставленные заключенные «находятся в удовлетворительном состоянии, руководство колонии в Худжанде позаботилось об их пище и месте содержания, у них нет никаких недостатков. Никакого различия в условиях содержания в колониях Худжанда и Душанбе нет. Все разговоры о том, что якобы к ним были применены пытки, неправда».
Однако видеозапись, сделанная при участии самих заключенных, свидетельствует об обратном. Один из заключенных рассказал, что как-только они были доставлены в колонию и спустились с машин на землю, в один миг на них напали с дубинками надзиратели и так избили, что «40 человек лежали на земле».
В другой видеозаписи залкюченные рассказывают, что законы в колонии Худжанда не соблюдаются и никто не хочет слушать их жалобы.