Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
В Верховном суде начался процесс над предполагаемыми участниками хорогских событий Димоном Ашуровым и Шериком Карамхудоевым. По словам адвокатов, процесс уже начался с нарушения процессуальных норм.
По словам Шухрата Кудратова, адвоката Димона Ашурова, председательствующий на процессе судья допустил нарушения законодательства уже сразу после того, как получил дело.
По словам Ш.Кудратова, когда дело было передано в суд, адвокат предоставил судье ордер и обратился с ходатайством для получения разрешения на свидание со своим подзащитным, однако судья Нуриддин Расулов ему отказал в свидании.
- Судья мне заявил, «а вдруг он после твоего визита попытается покончить собой». Что это означало, я не понял. Но еще недавно близкие Димона Ашурова звонили из Хорога и спрашивали меня правда ли, что он пытался покончить собой. Оказывается, в Хороге были такие слухи. Так как у меня не было доступа к моему подзащитному, я не мог удостовериться в правдивости этих разговоров. Без разрешения судьи я не мог попасть к нему, а судья разрешения мне не давал, - сообщает Ш.Кудратов.
По словам адвоката, на вчерашнем заседании он предоставил ходатайство об отводе судьи, основываясь на том, что судья, который сам нарушает нормы УПК РТ, не может быть объективным в рассмотрении данного уголовного дела, но судья отклонил его.
После этого, по словам адвоката, он сделал ходатайство о том, чтобы судебное разбирательство было выездным и проводилось в Хороге, так как подсудимые обвиняются в действиях, которые якобы были совершены там, соответственно и разбирательство должно проходить там, но и данное ходатайство тоже было отклонено.
«Сейчас по делу проходят 61 потерпевший, из которых 18 человек - это близкие родственники погибших военнослужащих, какая-та часть – это лица, которые получили различные ранения во время хорогских событий. 12 человек проходят по делу в качестве свидетелей, но несмотря на то, что несколько из них являются жителями Хорога, их показания пока не проливают свет на картину и не указывают на непосредственное участие моего подзащитного в предъявленных ему преступных действиях. Поэтому есть необходимость рассматривать дело на выездном заседании. Кстати, нам непонятна вся суть этого дела. Насколько нам известно, в Хороге не проводилось расследование по тем событиям, соответственно нет полной картины произошедшего. У следствия есть только признательные показания Ш.Карамхудоева и Д.Ашурова, но эти сведения были взяты под физическим и психологическим давлением, о чем было озвучено на суде. Никаких других доказательств об их причастности к тяжким преступлениям, которые им вменяют, нет. К сожалению, не могу привести более конкретные доводы, так как дело находится под грифом «секретно», хотя следует подчеркнуть, что никакого основания для засекречивания дела нет», - добавляет защитник Д. Ашурова.
По словам Ш. Кудратова, судебное разбирательство началось с допроса Ш. Карамхудоева, который признал себя виновным лишь по статье 195 УК РТ, которая предусматривает незаконное хранение оружия.
По словам Зебо Косимовой, адвоката Шерика Карамхудоева, главы хорогской ячейки ПИВТ, ее подзащитный обвиняется в незаконном хранении оружия, организации преступного сообщества, массовых беспорядках и применении насилия в отношении представителя власти.
Другой подсудимый Димон Ашуров, которого защищает адвокат Шухрат Кудратов, обвиняется в мошенничестве, подделке документов, организации преступного сообщества, массовых беспорядках, применении насилия в отношении представителя власти и в побеге из-под стражи.
По данным Генпрокуратуры РТ, следствие предполагает, что оба причастны к вооруженному противостоянию правительственным силам во время событий в Хороге летом прошлого года.
Данное уголовное дело состоит из 8 томов. Также следует напомнить, что в декабре прошлого года Генеральная прокуратура заявляла о том, что освободила от уголовной ответственности лиц, добровольно сдавших оружие с 25 июли по 20 декабря текущего года, после событий в городе Хороге.
Как тогда сообщила пресс-служба Генпрокуратуры РТ, решение об амнистировании таких лиц принято по рекомендации следственной группы с согласия первого заместителя генпрокурора республики.