Мендес призвал искоренить пытки в Таджикистане

Мендес призвал искоренить пытки в Таджикистане

Спецдокладчик ООН по вопросам пыток Хуан Мендес по итогам своего трехдневного визита в Душанбе 12 февраля призвал правительство РТ ратифицировать факультативный протокол Конвенции против пыток.

Отвечая на вопрос Радио Озоди, Хуан Мендес заявил, что несколько факторов препятствуют искоренению проблемы пыток и жестокого обращения с заключенными в таджикских пенитенциарных учреждениях.

- Пытки, чаще всего применяются во время следствия. Это самый простой способ получить признательные показания в совершении преступления. То есть пытки применяются сотрудниками правоохранительных органов и таким образом, дело закрывается. Другой фактор в том, что виновные в пытках остаются безнаказанными. И это уже превратилось в некую «культуру безнаказанности».

По его словам, следственные органы уверены в своей правоте и безнаказанности и это существует годами. Он уверен, что для искоренения пыток необходима политическая воля властей, а правоохранительные органы должны знать, что они такие же рядовые граждане этой страны, а не вредители.

Тем не менее, у представителей властей свои доводы на этот счет. Представители Главного управления исполнения уголовных наказаний Министерства юстиции Таджикистана уверены, что для борьбы с этим злом необходимо время. Статья, осуждающая за пытки, была внесена в УК РТ два года назад и для ее полной реализации должно пройти время. Представители гражданского общества критиковали ГУИУН за то, что их не пускают в тюрьмы.

Бахром АбдулхаковБахром Абдулхаков, замначальника ГУИУН попытался объяснить критически настроенным активистам, что решить эту проблему нелегко:

- Поймите правильно. Еще не так много времени прошло с момента создания таджикского государства. Была война и другие проблемы. Дайте нам время, и мы исправимся. Сперва дайте нам возможность подготовиться к подобного рода обсуждениям, - заявил он.

Абдулхаков назвал необоснованными обвинения прессы и общественных организаций, критикующих их за то, что не позволяют им иметь доступ в тюрьмы Таджикистана. Он заявил, что такая возможность представителям общественности предоставлялась не раз и не следует публиковать на этот счет непроверенную и неправдивую информацию.

Хуан Мендес, посещающий Таджикистан и пенитенциарные учреждения Таджикистана на этой неделе, заявил в ходе круглого стола, посвященного проблемам пыток 12 февраля, что власти в этой стране должны принять более действенные меры для борьбы с пытками. По словам Мендеса, планы правительства по борьбе с пытками не согласованы с гражданским обществом и до сих пор имеют место случаи пыток и жестокого обращения с задержанными во время следствия. Мы призываем власти Таджикистана ратифицировать Конвенцию по борьбе с пытками.

Хуан Мендес заявил в своем выступлении, что он, как представитель ООН по борьбе с пытками требует от правоохранительных органов Таджикистана обеспечивать в обязательном порядке задержанных и обвиняемых в совершении преступлений людей независимыми адвокатами. Согласно практике, чаще всего задержанные в Таджикистане имеют доступ лишь к официальному адвокату, предоставляемого следствием.

Власти Таджикистана заявляют о том, что всячески борются с фактами жестокого обращения и пыток в отношении задержанных, однако последнее время эта проблема становится острее и актуальнее в обсуждениях правозащитных организаций. Только в текущем году пресса сообщала о сомнительных обстоятельствах смерти двух заключенных, которые, по заключение властей, скончались вследствие болезни. Смерть Хамзы Икромзода осенью 2012 года в душанбинской тюрьме вызвала огромный резонанс в обществе, а очевидцы его жестоких избиений со стороны администрации тюрьмы позже были наказаны на более длительные сроки заключения.

Абдулло Ашуров, Радио Озоди

 

Душанбе пока не выполнил обязательств по борьбе против применения пыток

В Таджикистане борются против пыток и жестокого обращения с заключенными. Однако искоренить это явление полностью пока не удается. С чем это связано, выясняла DW.

В Таджикистане по-прежнему применяются пытки по отношению к задержанным и заключенным. Об этом заявил специальный докладчик Совета ООН по правам человека по вопросу о пытках Хуан Мендес, который находился с визитом в Душанбе. Он призвал власти страны подписать факультативный протокол к Конвенции против пыток и ужесточить наказание за жестокое обращение с людьми.

Проверка рекомендаций

Хуан Мендес посещает Таджикистан второй раз за полтора года. В ходе прошлого визита он представил рекомендации ООН по искоренению случаев жестокого обращения с заключенными. Таджикские власти на эти предложения обратили внимание и пообещали их реализовать.

В этот раз спецдокладчик ООН отметил, что пока Душанбе не выполнил всех взятых на себя обязательств. Хотя есть и некоторые и подвижки. Так, в 2013 году в Таджикистане был принят национальный план мероприятий по сокращению и искоренению пыток. "Это серьезный прорыв. Но слабостью документа является то, что власти его разрабатывали без консультаций с представителями гражданского общества. Получилось, что инициатива принадлежит полностью государству", - заявил Хуан Мендес.

Амнистии быть не должно

Спецдокладчик ООН в Душанбе остановился также на проблеме наказания за применение пыток. В Уголовном Кодексе Таджикистана такая статья появилась в 2012 году. Но ожидаемого эффекта еще нет. Возбуждено лишь четыре дела. Хотя, в 2013 году только в Генпрокуратуру поступило 16 жалоб в связи с применением пыток. "По всей видимости, в стране много случаев пыток не выявляется. Я призываю правительство Таджикистана реагировать не только на сигналы, которые стали известны общественности", - заявил Хуан Мендес.

Сергей РомановПо его словам, статья в УК Таджикистана за пытки не отвечает международным нормам. Дело в том, что Уголовный Кодекс предоставляет возможность амнистии лиц, причастных к случаям применения пыток. "Согласно рекомендации ООН, этого не должно быть. Ведь амнистия может привести к безнаказанности. Применение пыток - это тяжкое преступление", - подчеркнул Мендес.

Спецдокладчик ООН рекомендовал Душанбе как можно скорее ратифицировать протокол к Конвенции против пыток. Это даст возможность опытным представителям международного комитета по пыткам чаще посещать Таджикистан. Также он предложил улучшить систему независимой адвокатуры. "Предоставление адвоката со стороны правительства не гарантирует беспристрастную защиту подзащитных", - заметил Мендес.

Мотивы пыток

Правозащитник Сергей Романов был одним из первых, кто публично обратил внимание на эту проблему в Таджикистане. По его словам, пытки чаще всего применяются во время предварительного следствия и допроса с целью получения признания. По тем делам, которые вела его организация, удалось выявить различные способы воздействия на задержанных. "К примеру, в отношении граждан применялся малый разряд электрического тока от военно-полевого телефона, были случаи обливания водой в холодное время, избиения тупым предметом через книгу, чтобы не оставались внешние следы на теле человека", - рассказал DW Романов.

Хуан Мендес согласен с такой оценкой. Он говорит, что пытки стали легким способом раскрытия преступлений. Правоохранительные органы не утруждают себя тщательным расследованием и путем пыток получают результат. Второй фактор, способствующий пыткам - безнаказанность. "Искоренить пытки в Таджикистане можно. Для этого требуется политическая воля и понимание со стороны правоохранительных органов своей миссии защищать граждан, а не наносить вред или ущерб", - подытожил спецдокладчик ООН по пыткам.

Мало информации

Независимые наблюдатели говорят, что в Таджикистане стали открыто признавать существование пыток как явления. Факты их применения обсуждают на самых разных уровнях. Но власти все еще боятся активно привлекать к решению проблемы общество. "Если проводят какие-то заседания по вопросу пыток, многих представителей НКО туда приглашают редко. Попадают только те, кто умалчивает проблему. Вопрос почти не поднимается в эфире государственных телеканалов. О плане государства по искоренению пыток, скорее всего, многие граждане даже не знают", - полагает правозащитница Ойнихол Бобоназарова. И добавляет, что до сих пор родственники жертв пыток не получили компенсацию, положенную по решению суда.

Галим Фасхутдинов, Душанбе, DW