Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
По случаю переизбрания Эмомали Рахмона в качестве Президента Республики Таджикистан, Amnesty International призывает главу государства поставить права человека в центре повестки дня правительства.
Нужно положить конец широко распространенным нарушениям прав человека в Таджикистане и безнаказанности виновных. Необходимо изменить законы, практику и обычаи, которые создают условия или поощряют нарушения прав человека.
Приступая к четвертому сроку своих полномочий, Президент страны должен возглавить процесс реформ в области прав человека в стране, в частности, акцентируя внимание на реформе системы уголовного правосудия и уважении права на свободу выражения. Данный меморандум излагает основные проблемы с правами человека в этих двух сферах и рекомендует конкретные шаги для их решения.
Amnesty International приветствовала положительные сдвиги последних лет. Они включали: введение уголовной ответственности за применение пыток; отмену смертной казни на практике; принятие закона о предотвращении насилия в семье; и принятие мер по защите участников уголовного судопроизводства, включая потерпевших и свидетелей, от запугивания и давления.
Тем не менее, реформы систему уголовного правосудия не смогли искоренить широко распространенное использование пыток, и привлечь всех виновных за применение пыток к ответственности. Сообщение о запугиваниях и угрозах в адрес политических оппозиционеров увеличились в последнее время. Неспособность разрешить ставшую системной практику нарушений прав человека сдерживает прогресс. Этот вопрос должен быть решен уже сегодня.
Несмотря на ряд принятых мер, пытки и жестокое обращение остаются широко распространенным явлением, в то время как безнаказанность за такие нарушения стало нормой. Представителями НПО и адвокатами в Таджикистане документировали более 96 жалоб на применение пыток и других видов жестокого обращения в период между 2010 и 2012 годами, однако только по нескольким заявлениям было проведено беспристрастное и эффективное расследование. В большинстве случаев, проведение расследования по подозрениям в применении пыток и другого жестокого обращения, заканчивается применением дисциплинарного взыскания в отношении нарушителей. Большинство уголовных дел возбуждаются за «превышение должностных полномочий», а не на основании новой статьи Уголовного кодекса, которая запрещает пытки. Amnesty International известно лишь о трех случаях, когда в отношении должностных лиц была применена эта новая статья.
Уголовное преследование любого вида против сотрудников правоохранительных органов остаются редкими и зачастую прекращаются или приостанавливается, до их завершения. Существует информация о нескольких недавних случаях, когда представители правоохранительных органов, осужденные за «превышение должностных полномочий», были досрочно освобождены в соответствии с Законом «Об амнистии» от 2011 года.
Отсутствие беспристрастности при проведении расследований является постоянной проблемой, и зачастую близкие структурные и личные связи между прокурорами и представителями правоохранительных органов подрывают беспристрастность расследования. Во многих случаях, даже при наличии достоверных фактов применении пыток и других видов жестокого обращения, представители прокуратуры игнорировали жалобы от жертв нарушений прав человека или отказывали в возбуждении уголовного расследования после проведения некоторых «предварительной проверки».
В то время как многие люди были осуждены на основе признаний, полученных под пытками и других видов жестокого обращения, и теперь отбывают тюремное заключение на основе несправедливых судебных разбирательств, дела в отношении предполагаемых преступников часто кажутся поверхностными, что свою очередь порождает практику безнаказанности за эти нарушения.
Amnesty International обеспокоена тем, что проект закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» в настоящее время находящийся на рассмотрении рабочей группы, созданной Министерством юстиции, содержит положения, которые ставят по угрозу независимость адвокатов, поставив Министерство юстиции во главе Квалификационной комиссии, которая принимает решения о присвоении и прекращении статуса адвоката. Данные и другие положения законопроекта, требующие от практикующих юристов переквалифицироваться в соответствии с положениями нового закона, поставят адвокатов в более уязвимое положение и расширят полномочия властей для административного контроля и будет способствовать отзыву их лицензий по политическим и другим несправедливым причинам.
Amnesty International выражает озабоченность тем, что в Таджикистане ограничение доступа задержанным лицам к адвокату стало нормой, особенно во время предварительного задержания и расследования, когда задержанные находятся под особым риском применения пыток и других видов жестокого обращения и незаконного давления. По закону, задержанные лица имеют право на адвоката с момента задержания, однако на практике они часто лишены доступа к адвокату в течение нескольких дней, иногда встречая адвоката во время следственных слушаний. Более того, адвокаты в Таджикистане продолжают сообщать о том, что им необходимо получение предварительного письменного согласия некоторых сотрудников милиции для встреч со своими клиентами согласно негласным внутренним инструкции закрытого характера, регулирующим общение между адвокатами и задержанными. Эти инструкции противоречат как национальным, так и международным нормам, которые предусматривают, что задержанные лица должны иметь незамедлительный доступ к адвокату по своему выбору. Подобные ограничения доступа адвоката особенно характерны для мест содержания под стражей, принадлежащих ГКНБ и специализированным управлениям МВД. Лица, находящиеся в задержании в этих местах, находятся под особым риском применения пыток и жестокого обращения, с целью дачи признательных показаний, включая ложные показания против себя или третьих лиц.
Несмотря на введение трехлетней программы защиты свидетелей в ноябре 2012 года, принятие которой было тепло воспринято всеми, лица, сообщающие о применении пыток и других видов жестокого обращения, по-прежнему сталкиваются с давлением со стороны сотрудников правоохранительных органов.
С июля 2013 года, было зафиксировано по крайней мере четыре случая, когда задержанные в том числе один ребенок, сообщили своим адвокатам, родственникам или властям о пытках и других видах жестокого обращения, что в свою очередь послужило причиной, того что данные лица подверглись дальнейшему жестокому обращению со стороны сотрудников правоохранительных органов для того чтобы заставить их замолчать. В результате, жертвы были вынуждены отказаться от требования правовой помощи и устранения несправедливости. Данные случаи применения пыток или других видов жестокого обращения проходили в местах содержания под стражей, находящихся под юрисдикцией МВД, ГКНБ и Министерства юстиции.
Эти четыре случая отражают общую картину, которая наблюдается Amnesty International за последние три года в Таджикистане, где пытки и другие виды жестокого обращения используются не только для получения «признаний» или как средство вымогательства, но и для того чтобы заставить замолчать тех, кто ищет справедливости.
Отсутствие беспристрастного, тщательного и эффективного расследования заявлений о пытках и других видов жестокого обращения и неэффективность существующей программы защиты свидетелей приводит к отсутствию справедливости для жертв пыток и других видов жестокого обращения, а также неспособности привлечь виновных лиц к ответственности.
За последнее время все больше заключенных начали пытаться бороться с безнаказанностью за грубые нарушения их прав со стороны тюремного персонала. Такие попытки, видимо, приводят к еще большим репрессиям против них. В частности, ИУ- 3/3 в Худжанде, приобрело печальную известность после неоднократных сообщений о запугивании заключенных со стороны тюремного персонала, включая избиения и произвольные одиночные заключения, непредставление медицинской помощи при получении серьезных травм, а также фабрикацию новых обвинений, тем самым продлевая время лишения свободы для заявителей. Многие из этих случаев относятся к заключенным, которые сообщали о применении пыток и жестокого обращения в отношении Хамзы Икромзода до его смерти в сентябре 2012 года во время содержания в тюрьме в Душанбе.
В июле 2012 года, произошли столкновения между правительственными силами и вооруженными группами проходили в городе Хорог, Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). В одном из наиболее интенсивных боевых действий со времени окончания гражданской войны 1992-1997 годов в Таджикистане, правительство развернуло военную операцию против сил, лояльных заместителю командира части Ишкашимского пограничного отряда, бывшего полевого командира гражданской войны и лидера оппозиции Толиба Аембекова. По утверждениям представителей правительственных сил безопасности, военная операция была направлена против «преступников, связанных с группами боевиков в Афганистане». Последующий мониторинг, проводимый при поддержке «Гражданской солидарностью» Хельсинским фондом по правам человека совместно с группой таджикских НПО в феврале и марте 2013 года, событий июля 2012 года, указали на отсутствие необходимых мер, принимаемых для защиты населения во время военных операций, которые привели к гибели или ранениям среди населения. По информации НПО, в результате проведения мониторинга было выявлено 20 погибших среди местного населения и около 40 лиц получивших ранения во время событий.
На сегодняшний день отсутствует информация о ходе расследований, проведенных Генеральной прокуратурой по факту смертей и ранений среди населения. Некоторые из родственников погибших сообщают, что они им не были выданы свидетельства о смерти жертв. Также отсутствует информация о количестве смертей среди военных во время операции.
Amnesty International выражает обеспокоенность по поводу продолжающихся нарушений права на свободу выражения мнений, ассоциаций и собраний, политических активистов. Несколько активных членов оппозиционных к действующей власти партий были привлечены к уголовной ответственности, по-видимому, в связи с их законной политической деятельностью.
В последние два года ряд видных предпринимателей, бывших правительственных чиновников и лидеров общин открыто выражали недовольство политикой правительства, и призвали к честным выборам и более открытому демократическому диалогу. Некоторые из них пытались создать политические группы и движения, заявив о своем намерении участвовать в парламентских выборах в 2015 году. Однако, складывается впечатление, что политические активисты, воспринятые как угроза нынешней власти, были подвергнуты различным видам репрессий. К примеру, Правительство потребовало выдачу Абдумалика Абдуложанова, бывшего премьер- министра и Умарали Кувватова, бывшего бизнесмена, проживающих за рубежом, которые подвергли критике действия властей в последнее время; было предъявлено уголовное обвинение против Зайда Саидова с последующим содержанием под стражей, которые, по некоторым утверждениям, имеют политическую подоплеку, и его родственники и сторонники были подвергнуты репрессиям; Салим Шамсиддинов был подвергнут, предположительно, насильственному исчезновению в марте 2013, которое не было эффективно расследовано; а также нападения со стороны неизвестных лиц и преследование членов партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которые также не были эффективно расследованы.
По мнению международных наблюдателей, репрессии со стороны властей против активистов оппозиции, или угроза таких репрессий, значительно ограничили участие активистов оппозиции на президентских выборах.
Amnesty International также обеспокоена растущим давлением на ПИВТ, оппозиционной партии, представленной в парламенте, и собирающейся участвовать в парламентских выборах в 2015. Члены партии сообщают о нападениях и преследованиях, а также угрозах в адрес их родственников.
Не было проведено расследование нападения на заместителя председателя ПИВТ Махмадали Хаита в Душанбе в апреле 2013. Также как и нападение на другого высокопоставленного члена партии в Шугнанском района ГБАО в августе 2013 года. По информации предоставленной ПИВТ местным СМИ, членам партии зачастую мешают проводить общественные встречи, они подвергаются давлению, чтобы выйти из партии, сталкиваются с угрозами потери рабочих мест или собственности или других активов, а также предпринимается давление в отношении родственников членов партии. В результате чего, некоторым членам пришлось выйти из партии в последние месяцы. В 2013 году, ПИВТ сообщил о клеветнической кампании со стороны правительства.
1. Обеспечить подписание и ратификацию Факультативного протокола к Конвенции против пыток и создание независимой системы мониторинга мест содержания под стражей, в соответствии с положениями протокола. В то же время, предоставить беспрепятственный доступ независимым наблюдателям, включая представителей гражданского общества, ко всем местам содержания под стражей, в том числе, в качестве приоритетных учреждений, ИУ- 3/3 города Худжанда.
2. Принять меры по борьбе с безнаказанностью, в том числе через создание эффективного, независимого агентства с соответствующими ресурсами для расследования всех заявлений о нарушениях прав человека со стороны сотрудников правоохранительных органов и служб безопасности.
3. Обеспечить доступ задержанных к адвокату по своему выбору без промедления с момента задержания, и возможность проконсультироваться со своим адвокатом конфиденциально и в частном порядке. Необходимо внести поправки в проект закона «Об адвокатуре» для того, чтобы убрать прямой контроль исполнительной власти над процессом квалификации и регистрации адвокатов.
4. Положить конец преследованиям и репрессиям в отношении потерпевших и свидетелей, которые сообщают о фактах применения пыток и жестокого обращения, обеспечить их защиту на практике и эффективное расследование всех сообщений о запугивании.
5. Инициировать беспристрастное и тщательное расследование случаев смерти и ранений среди местного населения во время проведения военной операции и столкновений с вооруженными группами в ГБАО в июле 2012 года, обеспечить, чтобы виновные были привлечены к ответственности, а также обеспечить полное и надлежащее возмещение жертвам и их семьям.
6. Обеспечить реализацию права на свободу выражения мнений, ассоциации и собраний политическим активистам и их сторонникам, в том числе в преддверии парламентских выборов 2015, свободного от преследований, запугиваний или других репрессий.