«Вместе за справедливость»

13-15 мая в Алматы состоялась региональная конференция коалиций против пыток трех стран – Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана. Такие встречи проводятся раз в три года и дают возможность сообща обсудить наболевшие проблемы и перспективы деятельности. Изюминкой этой встречи стало участие двух наблюдателей из Узбекистана и большого количества международных и донорских организаций.

Практика применения пыток и жестокого обращения до сих пор остается актуальной проблемой для всех трех стран Центральной Азии. Общие негативные тенденции в ходе встречи проявились как на ладони: применение пыток в гонке за показателями, как правило, во время задержания в отделах милиции для получения признательных показаний, единицы «пыточных» дел, доведенных до суда, безнаказанность, мизерные размеры компенсаций жертвам пыткам, слабое внедрение Стамбульского протокола – медицинского документа, помогающего фиксировать следы пыток и служащим веским доказательством в суде и т.д.

И миссия трех коалиций, разумеется, схожа: формирование политики «нулевой терпимости» к пыткам – это когда на всех вертикалях власти будет отрицательная реакция на пытки, а за их применение предусмотрят назначение максимально возможного по закону наказания. «Это утопия» - подумают некоторые. А тем временем правозащитные организации центрально-азиатских стран, входящие в коалиции, сделали многое, чтобы это в недалеком будущем стало реальностью.

Но на конференции, которая называлась «Вместе за справедливость» по большей части обсуждались не достижения, а общие проблемы и вызовы.

Например, в Коалицию против пыток Казахстана ежегодно с жалобами на пытки и жестокое обращение обращаются порядка 200 человек. «Но в последние годы таких обращений становится в разы меньше, потому что власти активно используют статью за ложный донос в отношении заявителей о пытках. А до судов доходят вообще считанные дела – в 2018 году их было 11», - сказала руководитель казахстанской Коалиции Роза Акылбекова.  

В Таджикистане за последние 5 лет в Коалицию против пыток поступила 281 жалоба на предполагаемые пытки и жестокое обращение. «За этот период представлены интересы 238 граждан в судах, правоохранительных и государственных органах, осуждено 30 человек, зачастую по статье превышение должностных полномочий», - добавила Наджиба Ширинбекова, координатор группы правовой помощи Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности Таджикистана.

В Кыргызстане в прошлом году была оказана правовая помощь по 119 заявлениям, среди которых есть заявления прошлых лет. И лишь по 4 кейсам, которые сопровождает Коалиция, были возбуждены уголовные дела по статье «Пытки».

Безнаказанность – вот самое зло, которое потворствует пыткам. Назгуль Ергалиева, директор Центра исследований правовой политики Казахстана, уверена, что здесь верно действует экономическая теория преступности Беккера, которая гласит, что если выгода от преступления больше, чем вероятность наказания, то преступление будет продолжать совершаться.

Она представила участникам результаты уникального исследования, основанного на цифровизации статистики: временных, пространственных и количественных факторов, связанных с пытками и жестоким обращением. Основные выводы таковы: прекращение дел значительно шире распространено среди дел, по которым не проводилось следственных действий в первые 72 часа или по которым проводилось лишь одно следственное действие; если следственных действий в первые трое суток было более трех, то есть все шансы на то, что подозреваемые в пытках будут привлечены к ответственности; чем больше страниц допроса потерпевшего, тем больше вероятности, что подозреваемого привлекут к ответственности.

Спикеры и темы презентаций были самыми разными, но, как оказалось, такими важными для общественных организаций.

О том, что неправительственным организациям необходимо уже сейчас думать о смежных бизнес-проектах и не быть зависимыми от грантов, говорила Фатима Якупбаева, генеральный директор юридической фирмы «Прецедент» из Кыргызстана.

Леонид Драбкин из OVD info - независимого правозащитного медиа-проекта про политические преследования в России рассказал о важности краудфандинга (сбор средств на финансирование идеи с помощью добровольных взносов) для общественных организаций на примере своей организации. «С помощью горячей линии мы собираем информацию о задержаниях на публичных акциях и других случаях политпрессинга, публикуем новости и координируем юридическую помощь задержанным. Группа мониторинга, горячая линия, координация правовой помощи и многое другое работает благодаря частным пожертвованиям», - сказал он.

Марина Говорухина, основательница клуба профессиональных пиарщиков «Пиранья» (Украина) говорила о пиаре и коммуникациях в некоммерческом секторе так увлеченно и убедительно, что во время перерыва к ней выстроилась очередь из желающих разработать с ее помощью коммуникационные стратегии своих организаций.  

Николай Овчинников из Команды29 - неформального правозащитного объединения юристов и журналистов, ставящее своей целью сопротивление растущей закрытости государства в России, рассказал о стратегическом общении с молодежью через геймификацию. Яркий тому пример – разработанная Командой29 обучающая игра «об общении с силовиками» в России «Гэбня», которая набирает обороты в сети. 

Анна Кирей из Amnesty International говорила об общественных кампаниях в деятельности правозащитных НПО, а также представила подготовленный ими видеоролик, после которого Кыргызстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах людей с инвалидностью.

Встреча, которая была организована Коалициями против пыток Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана при поддержке Хельсинкского фонда по правам человека, завершилась разработкой региональной стратегии страновых коалиций. 

NoTorture.Tj