Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Официальные представители республики ответили на вопросы членов Комитета против пыток ООН
"На этапе 2011-2012 годов 30 сотрудников прокуратуры прошли обучение за рубежом» , - заявил он.
По словам генерального прокурора, систематически осуществляется проверка деятельности правоохранительных органов, тюрем, изоляторов, воинских частей, а также специальных помещений, для содержания заключенных.
Заседание Комитета протии пыток ООН начало обсуждение ситуации в Таджикистане 7 ноября. Накануне в ходе заседания был заслушан отчет правительства о ситуации по борьбе с пытками, отчет Amnesty International и альтернативный доклад правозащитных организаций Таджикистана. Это уже второй отчет Таджикистана в Комитете протии пыток ООН, который охватывает период с 2007 до 2010 годов. В первом отчете содержался анализ ситуации с пытками в тюрьмах и изоляторах до 2006 года.
В четверг генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода кратко изложил свою позицию относительно обстоятельств смерти Шодиева, Икромзода, Бобокалонова и других и отметил, возможно на эту тему была распространена «не достоверная и не полная информация». Некоторые сообщения, сказал он, не соответствуют действительности.
ХАМЗА ИКРОМЗОДА И ПЕРЕВОД ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ХУДЖАНД
Шерхон Салимзода, сообщил, расследование обстоятельств смерти Хамзы Икромзода показало, что этот заключенный повесился в сентябре нынешнего года. Этим заявлением он вновь опроверг заявления родственников Икромзода о том, что он скончался в результате пыток и насилия. Родственники Икромзода говорят следы пыток были видны на всем его теле, и они уверены, что именно пытки стали причиной его смерти. Салимзода сообщил, что по делу смерти Икромзода возбуждено два уголовных дела, одно о халатности и другое о злоупотреблении служебным положением, которое было выражено в форме жестокого отношения. Он отметил, что обвинение в пытках расследуется.
Салимзода также ответил на вопрос о перемещении заключенных 4-5 ноября из тюрьмы в Душанбе в Худжанд. Он конкретно упомянул трех заключенных и сказал, что их перемещение связано с тяжестью совершенного ими преступления.
Ризоев Суннатулло Маҳмуродович (осужден на 13 лет за нанесение удара, приведшего к смерти человека), Рустамов Илхом Махмадалиевич (29 лет заключения за убийство человека), Холмуродов Умед Сафаралиевич (18 лет тюрьмы за кражу и убийство) выразили несогласие в связи с переводом в другую тюрьму.
Салимзода заявил, что преступники, совершившие тяжкие преступления должны содержаться в тюрьмах строго режима. Он сообщил, так как раньше не было возможности их перемещения в Худжанд, это решение было осуществлено на днях. Салимзода сообщил, что с этими заключенными встречались сотрудник прокуратуры и получили их заявления, и в отношении них была проведена судебно-медицинская экспертиза. Он заявил, что “внешне никаких следов насилия на их телах не выявлено».
КОРИ ВОСИТ И БОРЬБА С ПЫТКАМИ
Говоря об Абдулвосите Латифове, генералдьный прокурор заверил, что такой человек не находится под контролем силовых структур Таджикистана и он находится в международном розыске.
Шерхон Салимзода сказал, что в период с 2008 по 2012 год в адрес властей поступило 130 жалоб о пытках и насилии, которые были проверены органами прокуратуры.
"По результатам проверки было возбуждено 39 уголовных дел, 30 из них направлены в суд. В результате 39 ответственных сотрудников приговорены, в том числе и длительным срокам заключения ".
В настоящее время, по его данным в период с 2009 по 2012 годы "за незаконное задержание, использование насилия и другие факты нарушения прав граждан 51 сотрудник полиции и 10 сотрудников тюрьмы привлечены к административному наказанию». ".
Говоря о наказаниях сотрудников за насилие в тюрьмах, он отметил, после обретения законной силы статьи 140 (прим. 1) в Таджикистане "возбуждено два уголовных дела, одно направлено в суд, Сотрудник полиции приговорен к семи годам заключения».
Шерхон Салимзода сообщил, что с 2007 до сегодняшнего дня из Таджикистана экстрадировано 21 иностранный гражданин «и ни один из них не жаловался на пытки».