Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
4 июля стало известно о том, что скончалась мать Дилшодбека Муродова, пытавшаяся довести дело смерти сына до конца. В последнее время её здоровье было серьёзно подорвано, после смерти сына она перенесла инсульт, сообщает «Азия-Плюс».
80-летняя Луъбат Бурхонова в марте 2016 года обратилась в суд района И.Сомони с требованием компенсации морального ущерба из-за потери кормильца – сына Дилшодбека Муродова – осужденного, скончавшегося в 2009 году в исправительной колонии (ИК) №3/1 ГУИУН МЮ РТ после получения тяжких телесных повреждений. Она требовала компенсацию в размере 334 950 сомони. Ответчиком выступал ГУИУН Минюста Таджикистана.
Однако суд столичного района Исмоили Сомони 16 июня 2016, не удовлетворил требование Луъбат Бурхоновой о компенсации морального ущерба, мотивировав своё решение тем, что ранее так и не было установлено лицо, подлежащее привлечению к ответственности в качестве обвиняемого в смерти Муродова, и поэтому было отказано в компенсации.
Дилшодбек Гулмирзоевич Муродов был осужден на 6 лет за употребление наркотиков и отбывал наказание в ИК №3/1 ГУИУН МЮ РТ. В августе 2009 года Д.Муродов с телесными повреждениями в бессознательном состоянии поступил в медсанчасть указанной исправительной колонии, где скончался, не приходя в сознание.
По данному факту Генпрокуратура возбудила уголовное дело по части 3 статьи 110 УК РТ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Расследование уголовного дела 4 раза прекращалось за отсутствием состава преступления, и после неоднократных обжалований расследование вновь возобновлялось, в итоге данное дело было приостановлено в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
5 июля агентство «Азия-Плюс» сообщило, что министр здравоохранения Таджикистана пообещал выделить на операцию 22-летнему Эмомиддину Холову, пострадавшему от «облавы», 20 тыс. сомони.
Как сообщил «АП» брат Эмомиддина Холова, Насриддин, на встрече 2 июля министр здравоохранения Нусратулло Салимзода пообещал, что 15 тыс. сомони будут выделены до проведения операции, ещё пять тыс. сомони будут выделены на лекарства, которые требуются после самой операции. Всего же на пересадку почки молодому человеку необходимо собрать 100 тыс. сомони.
По словам Н. Холова, глава Минздрава в ходе встречи с матерью молодого человека сказал, что воинская часть, в которой проходил службу Эмомиддин, должна взять на себя покрытие расходов на проведение операции.
Эмомиддин Холов из Рашта приехал в Душанбе в феврале 2015 года для лечения почечной недостаточности. Позже его больного, незаконно призвали в армию. Молодой человек отслужил только 10 дней, после чего попал в больницу, где у него отказали почки.
14 июля СМИ сообщили, что операция по пересадке почки Эмомиддину Холову прошла успешно. Донором выступила его мать.
14 июля Радио «Озоди» сообщило о новом случае «дедовщины» в армии. Методы неуставных взаимоотношений между новобранцами и старослужащими становятся все более жестокими и изощренными. На этот раз пострадал военнослужащий внутренних войск Таджикистана. Хуршед Аминов, солдат-срочник воинской части 5453 МВД Таджикистана, в настоящее время находится в больнице. Бободжон Хасанов, врач госпиталя МВД, говорит, что Хуршед Аминов был госпитализирован 25 июня.
По его словам, Хуршед был доставлен к ним со следами избиения, а также с жалобами на боли в почках. «Во время рентген-исследования в его кишечнике были обнаружены осколки стекла и сломанная игла», - отметил врач.
Сам Хуршед Аминов в беседе с Озоди подтвердил факт избиения со стороны старослужащих и сказал, что это произошло в ночь на 14 июня: несколько сослуживцев напали на него и насильно затолкали ему в рот пять кусков битого стекла и иглу, а потом заставили всё это проглотить. «Напали на меня ночью, поэтому я даже не рассмотрел их лиц. Одного задержали, двух других выискивают. Ударили по голове бляшкой солдатского ремня. А осколки и иголку медики извлекли с помощью лазера», - говорит солдат.
Родные солдата сказали, что инцидент произошел 14 июня, однако Хуршед из страха быть подвергнутым повторным издевательствам терпел боль и не говорил никому о случившемся.
Между тем, командиры воинской части отрицают факт издевательства над солдатом. Алиджон Рахматшоев, командир в/ч 5453, сказал, что такого инцидента в их части не было, а Хуршед попал в больницу из-за почечной недостаточности.
Житель столицы Хуршед Аминов был призван во внутренние войска МВД РТ в мае этого года, и после того, как принял присягу в воинской части в Турсунзаде, был направлен для дальнейшего прохождения службы в часть МВД, дислоцированную в Душанбе.
Ранее в СМИ сообщалось о десятках случаев «дедовщины» в таджикской армии. По данным «Офиса гражданских свобод», с начала этого года зафиксирована гибель одного призывника, а также четыре официальных заявления о жестоком обращении с солдатами в воинских частях.
Однако 23 июля министр внутренних дел Таджикистана Рамазон Рахимзода сказал на пресс-конференции, что никто не заставлял солдата глотать осколки стекла. По словам министра, солдат-срочник сам по непонятным причинам проглотил небольшие железные предметы.
«На сегодняшний день известно, что Аминова не заставляли есть осколки стекла, а он сам проглотил кусочки железа. Это показала врачебная экспертиза», - отметил Рахимзода.
По его словам, военной прокуратурой возбуждено уголовное дело, следствие продолжается.
Отец Исмонбоя Бобоева пожаловался в суд на Генпрокуратуру, пишет 18 июля сайт Notorturetj.org.
В деле расследования уголовного дела по факту смерти жителя Исфары Исмонбоя Бобоева, скончавшегося, предположительно, в результате пыток в 2010 году в здании РУБОП по Согду, наблюдается грубейшее нарушение требований уголовно-процессуального законодательства в части подследствености и неэффективность расследования данного уголовного дела. Уголовное дело по факту смерти Исмонбоя Бобоева в отношении Фирдавса Шокирова и Манучехра Акбарова в апреле 2015 года с грубым нарушением подследствености было передано из Следственного отдела прокуратуры по Согдийской области в Следственное управление МВД РТ. Данное нарушение подследственности было обжаловано в Генеральную прокуратуру РТ.
На данное обращение ответ от 31 мая 2016 года почему-то поступил из Следственного управления МВД РТ, в котором сообщалось, что доводы заявителя Джурабоя Бобоева в отношении подозреваемых Ф. Шокирова и М. Акбарова якобы не подтвердились. 4 июня 2016 данный ответ был обжалован в Генпрокуратуру как доказательство неэффективности расследования уголовного дела.
Однако на данную жалобу заявителю ответ не предоставлен. На данном основании 12 июля представитель скончавшегося потерпевшего Джурабой Бобоев обратился в суд с жалобой против Генпрокуратуры РТ о неэффективном расследовании уголовного дела, а также об отсутствии надлежащего прокурорского надзора за расследованием дела.
В данном обращении в суд Джурабой Бобоев требует отозвать материалы уголовного дела из Следственного управления МВД РТ и передать их в Генеральную Прокуратуру РТ для проведения надлежащего расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.
19 февраля 2010 года 30-летний житель Худжанда Исмонбой Бобоев после возвращения из трудовой миграции был задержан сотрудниками РУБОП по Согду Фирдавсом Шокировым и Манучехром Акбаровым. По словам отца молодого человека Джурабоя Бобоева, сын, будучи задержанным, скончался вследствие пыток с применением «электрического тока», примененных во время допроса в служебном кабинете вышеназванных.
Следственным отделом прокуратуры Согдийской области в марте 2010 года по факту смерти задержанного Исмонбоя Бобоева было возбуждено уголовное дело. В совершении данного преступления подозреваются Фирдавс Шокиров и Манучехр Акбаров. Однако расследование по делу приостанавливалось шестой раз, якобы по причине болезни подозреваемых, а следствие тянется уже седьмой год.
В 2012 году озабоченность ходом расследования обстоятельств смерти И.Бобоева была отражена в заключительных рекомендациях Комитета ООН против пыток правительству РТ.
20 июля агентство «Азия-Плюс» сообщило, что трое сотрудников ОМВД Фархорского района подозреваются в избиении задержанного. Сейчас они находятся в следственном изоляторе и подозреваются в превышении служебных полномочий. Имена милиционеров не сообщаются.
20 июля Радио Озоди сообщило, что суд военного гарнизона Душанбе признал виновными солдата и двух офицеров воинской части 02011 министерства обороны Таджикистана, дислоцированной в Раштском районе, в избиении и смерти сослуживца Бахтиёра Курбонмадова. Старший лейтенант Акмалшо Талабшо и капитан А. Джонов получили по два года заключения, а сержант Сайидумрон Табуров проведет в исправительной колонии 14 лет.
По данным суда, подсудимые признаны виновными в неуставных взаимоотношениях и превышении должностных полномочий.
По заключению суда, инцидент произошел 14 апреля этого года. Сержант Сайидумрон Табуров, будучи на ночном дежурстве, ударил Бахтиёра в область сердца, после чего тот упал и скончался. Старший лейтенант Акмалшо Талабшо и капитан Джонов, которые осуществляли надзор за солдатами в ту ночь, показали все свое безответственное поведение.
Тело 22-летнего жителя Куляба Бахтиёра Курбонмадова было передано родным 19 апреля, спустя всего 5 дней службы в армии. Студент экономического факультета Кулябского государственного университета в весенний призыв пошел добровольно служить и был направлен в в/ч 02011 министерства обороны Таджикистана в Раште.
26 июля сайт Notorturetj.org сообщил, что военный суд гарнизона Душанбе продолжает рассмотрение иска родителей погибшего солдата Фирдавса Рахматова о взыскании компенсации морального вреда. Ответчиком выступает Министерство обороны РТ. Сумма иска 238 тыс. 800 сомони.
Интересы родных погибшего солдата представляют адвокаты Коалиции гражданского общества против пыток и жестокого обращения Дилафруз Самадова и Дилшод Джураев.
Представители Минобороны заявили, что Министерство не является коммерческой структурой, и поэтому не может выплатить компенсацию за моральный ущерб. Они ходатайствовали в отказе исковых требований.
По словам родителей погибшего молодого человека, 21-летний Фирдавс Рахматов был призван в армию с нарушениями процедуры призыва, то есть с применением так называемой «облавы». Фирдавс являлся студентом Худжандского коммерческого университета, но был без оснований задержан на улице. С 7 мая 2015 года он проходил службу в одной из войсковых частей в городе Канибадаме, Согдийской области. Его отец позже заявил на странице социальной сети Фейсбук, что Фирдавс незадолго до смерти рассказывал об избиениях со стороны других военнослужащих, но отклонил предложение своего отца подать жалобу из-за страха перед дальнейшим насилием.
Через месяц, 7 июня, родителям Фирдавса сообщили, что он мёртв и позже вечером им передали его тело для захоронения. Родители сообщили, что они обнаружили многочисленные кровоподтёки на теле Фирдавса Рахматова и его отец разместил несколько снимков в качестве доказательств на своей странице в Фейсбуке.
10 июня военная прокуратура Согдийской области выдвинула обвинение в «превышении полномочий» (Статья 391, часть 3 Уголовного кодекса Республики Таджикистан) двум военнослужащим и одному военнослужащему в «нарушении Военного кодекса» (Статья 373, часть 2).
В закрытых учреждениях Таджикистана находятся свыше 12 тысяч заключенных, сообщило 27 июля агентство «Азия-Плюс» со ссылкой на министра юстиции РТ Рустама Шохмурода.
На пресс-конференции он заявил, что в этом году для дальнейшего строительства новой тюрьмы в Вахдате из бюджета страны выделено 9 млн. сомони.
Он также сообщил, что на сегодня в исправительных учреждениях республики находятся 12 тыс. человек. «С учетом нынешних условий мы можем содержать в специальных учреждениях и более 12 тыс. человек. Мы стараемся улучшить условия содержания осужденных», - отметил Р. Шохмурод.