Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Ситуация вокруг дела покалеченного солдата Шахбола Мирзоева вновь была в центре внимания СМИ в декабре 2014 года. Так, 1 декабря информационное агентство «Азия-Плюс» сообщило о том, что государство назначило ему пенсию по инвалидности I группы в размере 130 сомони.
Как сообщил «АП» отец пострадавшего Нуъмон Мирзоев, в пенсионной книжке указано, что Шахбол Мирзоев будет получать пенсию по инвалидности I группы в течение двух лет - с 18 сентября текущего года до 30 сентября 2016 года.
24 декабря «Азия-Плюс» сообщило, что Главное управление пограничных войск ГКНБ Таджикистана заявило, что готово частично оплатить сумму, указанную в иске родственников 23-летнего солдата Шахбола Мирзоева, которого покалечил старший по званию сослуживец. Об этом юрист погранвойск Зоиршох Назиров сообщил 24 декабря в Военном суде Душанбинского гарнизона, где проходило судебное рассмотрение иска потерпевшей стороны о возмещении морального и материального вреда в размере 241 тыс. сомони.
«Необязательно было обращаться в суд, пожалуйста, обратитесь официально к нам и мы готовы выплатить 97 тыс. сомони в качестве материального ущерба, а 144 тыс. сомони в качестве морального ущерба не входит в наши обязательства, мы не наносили солдату морального ущерба. Пусть требуют выплату морального ущерба у Усмона Гайратова и Гулрухсор Шириновой», - отметил З. Назиров в суде.
Он также отметил, что и без суда Пограничные войска ГКНБ Таджикистана готовы были выплатить сумму материального ущерба, однако к ним с такой просьбой не обращались. Юрист погранвойск перечислил помощь, которая была оказана Шахболу Мирзоеву: «До отъезда Шахбола в Москву мы выделили ему для лечения 7 тыс. 252 сомони, солдаты сдали для него 5 литров крови, 3 тыс. сомони выделил лично председатель ГКНБ Саймумин Ятимов и еще 2 тыс. 300 сомони – командующий погранвойсками ГКНБ РТ Раджабали Рахмонали».
Однако адвокат Шахбола Мирзоева - Дильшод Джураев в суде сказал, что еще до суда отец солдата Нуъмон Мирзоев обращался с просьбой о материальной помощи в Пограничные войска ГКНБ Таджикистана, однако там ему ответили, что смогут выплатить только 1 тыс. 300 сомони – на большую сумму у них нет возможности. Н. Мирзоев отказался от этой помощи, т.к. для лечения Шахбола с момента трагедии до августа 2014 года они потратили более 97 тыс. сомони.
Напомним, Усмон Гайратов в марте этого года в присутствии сослуживцев жестоко избил молодого солдата Шахбола Мирзоева, в результате чего последний получил множественные серьезные травмы, прошел через дорогостоящие операции за рубежом и до сих пор проходит реабилитацию.
19 июня Военный суд душанбинского гарнизона приговорил подсудимого Усмона Гайратова к 9 годам лишения свободы.
5 декабря Радио Озоди сообщило о том, что родители юношей, которые пришли в военкомат Пенджикентского района по поводу "облавы" своих сыновей, говорят, что были избиты его сотрудниками.
Жительница селения Чорбог сельсовета "Косатарош" Бибимарям Хамроева говорит, что ходила в военкомат Пенджикенского района, чтобы объяснить, что у ее сына проблемы со зрением, из-за чего он не смог доучиться и закончить среднюю школу. Однако, по ее словам, в военкомате ее оскорбляли и даже занимались рукоприкладством.
Эта 54-летняя женщина говорит, что болеет гипертонией, и поэтому во время скандала в военкомате потеряла сознание и упала на пол, после чего родственники доставили ее в больницу.
По совету родственников она наняла адвоката Мухаббат Искандарову и обратилась в прокуратуру.
Искандарова говорит, что в ходе потасовки в военном комиссариате Хамроевой разорвали одежду. Сама Хамроева говорит, что одного из нападавших коллеги называли Далером. Позже выяснилось, что это был сотрудник военкомата Далер Мирватов.
Сын Бибимарям – Шохимардон был задержан сотрудниками военкомата в ходе “облавы”. Кроме того, полтора месяца назад другой ее сын Турсунали Аллаёров добровольно пошел служить в армию.
Искандарова сообщила Радио Озоди, что ее младший сын, возраст которого не позволял служить, 1октября написал заявление и был призван в армию добровольцем. По ее словам, спустя несколько недель сотрудники военкомата во время облавы задержали ее другого сына, который с рождения имеет проблемы со зрением и поэтому не учился в школе.
«Женщина зашла к четырем офицерам с заявлением, но ее оскорбили, занимались рукоприкладством, разорвали на ней одежду. Она пришла ко мне, и я посоветовала обратиться в прокуратуру города. Прокуратура рекомендовала обратиться в военную прокуратуру Таджикистана. Я направила иск Хамроевой в военную прокуратуру Согдийской области», - сказала адвокат.
Тем временем, собеседники Радио Озоди говорят, что за последний месяц избиение Бибимарям не единственный случай. Кроме этой женщины представители еще двух семей Абдуджаббор Рустамов и Саидали Хакбердиев подверглись избиениям со стороны сотрудников военного комиссариата и пожаловались в прокуратуру.
Между тем, 18 декабря в отношении экс-военкома Пенджикента было возбуждено уголовное дело за избиение отца призывника.
Как сообщает «Азия-Плюс», военная прокуратура Худжандского гарнизона возбудила уголовное дело в отношении военного комиссара города Пенджикент, подполковника Хуршеда Кобилова, который обвиняется в избиении Абдуджаббора Рустамова – отца одного из призывников.
Как сообщил «АП» адвокат Абдужабора Рустамова – Дильшод Джураев, дело возбуждено по статье 391 (Злоупотребление властью или служебным положением, превышение должностных или служебных полномочий или бездействие власти) Уголовного кодекса РТ.
По словам адвоката, военком Хуршед Кобилов попросил прощения у пожилого мужчины, и оплатил компенсацию за его лечение в больнице.
Адвокат рассказал о данном инциденте, который произошел в военном комиссариате города Пенджикента в начале декабря текущего года.
«Отцу новобранца позвонили и сообщили, что его сын дезертировал, вызвав в военкомат. Мой подзащитный, придя в комиссариат, сообщил военкому Х.Кобилову, что ничего не знает о побеге сына, однако тот настаивал, что Рустамов прекрасно знает, где его сын, и прячет его. Из кабинета военкома моего подзащитного перевели в другой кабинет, где военком Хуршед Кобилов ударил его кулаком, от чего пожилой мужчина упал и потерял сознание. Когда он пришел в себя, то увидел, что двое сотрудников военкомата вытирают его кровь с пола, и предупредили Рустамова никому не рассказывать, что произошло, пригрозив ему», - рассказал адвокат.
Однако, уже оказавшись в больнице, мужчине пришлось рассказать родственникам, что произошло, и они обратились в общественную организацию «Офис гражданских свобод».
«Впервые в нашей стране Минобороны республики провело проверку подобного факта и подтвердило его, - заявил адвокат. – Надеюсь, после данного случая сотрудники военкоматов республики при проведении призыва будут вести себя в соответствии с законом».
Напомним, приказом министра обороны страны Шерали Мирзо военком Пенджикента, подполковник Хуршед Кобилов и его заместитель были отстранены от занимаемых должностей за грубость в отношении Абдуджаббора Рустамова.
В отношении других сотрудников военного комиссариата города Пенджикента, которые насильно хотели призвать в армию молодого человека, военная прокуратура ведет расследование.
8 декабря вновь поступила тревожная новость из Пенджикента – на этот раз милицией был сильно избит молодой человек. Родители 22-летнего жителя Пенджикента обратились с заявлением в прокуратуру Согдийской области.
Родители 22-летнего жителя Пенджикента обратились с заявлением в прокуратуру Согдийской области об избиении их сына сотрудниками органов внутренних дел этого города.
Нигора Рахмонова, мать Самандара Джалолзода, жителя Пенджикента сообщила Радио Озоди, что ночью 4 декабря двое сотрудников милиции, одного из которого зовут Арбобов, вытащилиее сына из легковой машины и отвели в отдел внутренних дел. По ее словам, сын направлялся к дедушке.
«Сына вытащили из его же машины и затолкали в свою, - говорит женщина. - Мы вместе с его отцом направились в ОВД, где услышали крики о помощи своего сына из одного из кабинетов. Я узнала голос своего сына, который кричал, чтобы его не били».
Родители, добившись освобождения своего сына в ту же ночь, выехали в больницу, где хотели освидетельствовать побои, однако в городе ни один врач не согласился провести освидетельствование. В настоящее время Самандар Джалолзода находится в одной из больниц города Худжанд. Экспертиза выявила, что у молодого человека побои на голове и ногах, а также ушибы почек.
Сам пострадавший говорит, что готов опознать людей, которые его избивали в милицейской форме с помощью пластиковой бутылки, в которых была набрана вода.
Начальник отдела уголовного розыска ОВД Пенджикента Мирзо Исоматов сообщил 6 декабря Радио Озоди, что заявления родителей этого молодого человека об его избиении не имеют основания. Он подтвердил, что Самандар Джалолзода был задержан сотрудниками милиции 4 декабря, так как вел себя неадекватно и приведен в отделении милиции с целью установления его личности, после чего был освобожден.
«Это обычная работа сотрудников милиции, которые допрашивают подозрительных лиц. Его никто не бил и если будет установлено, если провести проверку. Эта семья очень подозрительная и несколько ее членов имеют судимость. Но я с уверенностью заявляю, что молодого человека никто не бил», - сказал сотрудник милиции.
Мать пострадавшего утверждает, что сотрудники отдела милиции уже прилагают усилия, чтобы данное дело не получило огласки. Самандар Джалолзода работает торговцем на рынке «Гулистон» в Пенджикенте.
Спустя несколько дней после этого сообщения, 17 декабря, Радио Озоди опубликовало материал об избиении в Душанбе гражданина по поручению сотрудника Верховного суда. Пострадавший обратился с жалобой к министру внутренних дел Таджикистана Рамазону Рахимзода.
Житель столицы Таджикистана Киёмиддин Хакимов заявляет, что он был избит группой неизвестных лиц по поручению сотрудника Верховного суда Махмадали Шарифова, в результате чего он восемь дней находился на лечении.
Пострадавший обратился с жалобой к министру внутренних дел Таджикистана Рамазону Рахимзода, в котором сообщается, что неизвестные, избив его на автостоянке, забрали с собой принадлежащие ему две тысячи долларов.
Адвокат коллегии адвокатов Рустам Курбонов, который защищает интересы Хакимова, представил Радио Озоди видеозапись с камеры наблюдения 15 декабря, в которой есть кадры избиения Хакимова.
10 декабря, в Международный день прав человека в Таджикистане вновь подняли тему борьбы с пытками. Статья с таким названием была опубликована на сайте Коалиции НПО против пыток Notorture.tj
В Международный день прав человека - 10 декабря представители госорганов, неправительственных и международных организаций собрались вместе, чтобы вновь обсудить проблему пыток в стране. Круглый стол так и назывался - «Голос местного сообщества в процессе борьбы с пытками».
Офицер по правам человека Бюро ОБСЕ в РТ Элен Василев отметила, что тема борьбы с пытками очень актуальна в стране в последние годы и данное мероприятие должно способствовать тому, чтобы правительственные структуры и гражданское общество совместно обсудили вызовы и прогрессы в этой области.
В своем выступлении заместитель заведующего отделом гарантий прав человека Исполнительного аппарата президента РТ Дилшод Сафаров подчеркнул, что право на свободу от пыток сегодня является одним из самых актуальных вопросов повестки дня. «Важность данного вопроса, прежде всего, заключается в природе права на свободу от пыток, поскольку оно наряду с правом на свободу от рабства, также является абсолютным правом, ограничение которого недопустимо», - отметил он.
По его словам, правительству хорошо известны опасности, угрожающие праву на свободу от пыток. «Наша республика, как неотъемлемая часть мирового сообщества, ратифицировала важные международные документы, касающиеся права на свободу от пыток. Правительство РТ принимает слаженные меры в деле укрепления прав человека. Учитывая соответствующую работу государственных органов, с уверенностью можем сказать, что все рекомендации международных организаций правительству РТ, особенно ООН, в очередные сроки подготовки периодических докладов будут исполнены соответствующим образом», - заявил Сафаров.
Директор Бюро по правам человека и соблюдению законности Наргис Зокирова считает, что на законодательном уровне государство много делает для предотвращения пыток, но правоприменительная практика оставляет желать лучшего – это и ограничение доступа адвокатов к своим подзащитным, необъективность судей и т.д. «Хотя и здесь бывают исключения. Стоит напомнить дело по компенсации вдове Сафарали Сангова, скончавшегося от побоев в отделе милиции. Суд впервые принял решение возложить на МВД выплату компенсации в размере 46,5 тыс. сомони», - сказала она.
По ее словам, озабоченность правозащитников вызывает тот факт, что рекомендации Коалиции НПО против пыток в Таджикистане не всегда принимаются во внимание при разработке национальных планов со стороны правительства по выполнению рекомендаций Комитета ООН по предотвращению пыток. «К сожалению, не всегда мы вовлечены в разработку планов», - посетовала она.
Зокирова напомнила не только о хорошей практике сотрудничества Коалиции с Омбудсменом в рамках мониторинга закрытых учреждений, но и указала на пробелы. «У гражданского общества нет полноценного доступа в такие учреждения. Во время посещения нет возможности ознакомиться с внутренней документацией, чтобы увидеть, насколько они соответствуют международным нормам, нет возможности проведения интервью с заключенными наедине», - сказала она.
На круглом столе выступила и представители других правозащитных организаций, госструктур, которые сообща решили бороться с пытками.