Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Обзор СМИ за май-июнь 2016 года.
4 мая агентство «Азия-Плюс» распространило сообщение Генеральной прокуратуры РТ, опровергающее информацию некоторых СМИ о применении пыток и давления на арестованных членов ПИВТ и их родственников.
Генпрокуратура отмечает, что 15 апреля текущего года на интернет-портале «Паём.нет» была опубликована информация под заголовком «Психологические пытки в отношении политических заключенных», глее отмечалось, что в отношении членов Высшего политсовета ПИВТ Вохидхона Косиддинова и Хикматулло Сайфуллозода применены меры психологического воздействия.
Генпрокуратура провела проверку достоверности изложенных в вышеназванной информации фактов. «Данные лица, которые содержатся под стражей по подозрению в совершении конкретных преступлений, в категорической форме опровергли факты, приведенные в данной публикации», -отмечается в сообщении Генпрокуратуры.
Таджикской милиции разъясняют ее полномочия при аресте, обыске и допросе, сообщило 9 мая ИА «Азия-Плюс». Бюро ОБСЕ в Таджикистане оказывает поддержку региональным курсам обучения о правах лиц, содержащихся под стражей правоохранительных органов. Участников информируют о международных стандартах и передовой практике в этой области, а также международных обязательствах Таджикистана и соответствующих аспектах внутренней правовой системы страны. Во время курса также обсуждались вопросы полномочий милиции при аресте, обыске и допросе, а также обязательства сотрудников правоохранительных органов при регистрации арестованных и задержанных лиц, обеспечении доступа к правовой и медицинской помощи и уведомлении родственников или третьей стороны.
В тот же день, 9 мая, в редакцию «АП» обратился старший брат Киемиддина Шарифова, который пропал при невыясненных обстоятельствах в Нурабадском районе. Как сообщала ранее «АП», 19 апреля этого года 19-летний житель Нурабада Киемиддин Шарифов, пытаясь избежать облавы на молодых людей призывного возраста, прыгнул в реку. Его тело до сих пор не найдено.
Уже 20 мая информагентство сообщило, что тело Киемиддина Шарифова до сих по не найдено и поиски тела приостановлены из-за стихии.
Сайт Коалиции сообщил 24 мая о том, что представительство Международной тюремной реформы PRI в Центральной Азии и Общестенный Фонд «Правовая инициатива» совместно с Коалицией НПО против пыток в Таджикистане, а также при финансовой поддержке Отделения Международной организации Института «Открытое Общество» - Фонда Содействие в Таджикистане 25-27 мая 2016 года в Душанбе проводит обучающий тренинг по предупреждению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей в закрытых и полузакрытых учреждениях Таджикистана.
29 мая сайт Коалиции сообщил о том, что два офицера и солдат, виновные в смерти военнослужащего Фарухджона Хайталиева, получили тюремные сроки. 25 мая приговором военного гарнизонного суда Душанбе начальник пограничной заставы в/ч 2847 погранвойск ГКНБ РТ, которая расположена в районе Рудаки, капитан Суфи Суфиев и его заместитель по работе с личным составом лейтенант Бобурджон Ортуков признаны виновными в совершении преступления предусмотренного по ст. 391 ч. 3 (Злоупотребление властью или служебным положением) УК РТ и им назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима.
Третий подсудимый – военнослужащий Алихон Туйчиев признан виновным по ст. ст. 373 ч. 2 (Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими) и 110 ч. 3 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) УК РТ и приговорен к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Родители Фаррухджона утверждают, что их сын скончался в конце января этого года в результате избиения со стороны сослуживцев. Раджабали Хайталиев, отец скончавшегося солдата, сообщил, что до окончания срока службы Фарухджона оставалось всего восемь месяцев.
Со слов Раджабали Хайталиева, его сын был призван на срочную военную службу военным комиссариатом Темурмаликского района в октябре 2014 года и направлен для прохождения военной службы в в/ч 2620 погранвойск ГКНБ РТ, а затем был переведен в в/ч 2847 того же рода войск, которая расположена в районе Рудаки. «В течение своей службы он и другие военнослужащие его призыва регулярно подвергались избиениям со стороны сослуживца Алихона Туйчиева, который был призван в ряды Вооруженных Сил на 6 месяцев раньше них», - говорит он.
30 мая вопросы борьбы с пытками подняты участниками Подготовительного совещания ОБСЕ в Душанбе, сообщает сайт Коалиции.
Около 90 участников, включая служащих правительственных органов и учреждений, и представителей гражданского общества, собрались 30 мая в Душанбе на встречу, посвящённую обсуждению вопросов в области прав человека в Таджикистане. Встреча, организованная Бюро ОБСЕ в Таджикистане, проводилась в преддверии ежегодного заседания ОБСЕ по обзору выполнения обязательств в области человеческого измерения в Варшаве.
Манучехр Махмудзода, глава отдела Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан по международным отношениям, сказал, что по вопросу противодействия пыток органами прокуратуры Таджикистана проводятся разъяснительные работы в правоохранительных органах республики. Только в 2015 году органами прокуратуры было проведено более 100 профилактических работ по противодействию пыток. Именно генеральной прокуратурой РТ в 2013 году было подготовлено учебное пособие на основе деятельности прокуратуры по предупреждению, выявлению и расследованию фактов пыток, которое было распространено среди работников прокуратуры.
«Количество жалоб на применение пыток имеет тенденцию к снижению. В 2012 году поступили 22 жалобы в различные органы, за 2013 - 16, 2014 - 13 и за 2015 год - 12 жалобы. Указанные жалобы тщательно проверены и по подтвердившимся фактам возбуждены уголовные дела и направлены в суд для дальнейшего рассмотрения»,- сказал Махмудзода.
Нигина Бахриева, руководитель Коалиции НПО против пыток в Таджикистане по вопросу сокращения количества жалоб отметила, что это достаточно тревожный сигнал с точки зрения разработки механизмов безопасного направления и получения жалоб. «Мне кажется, что Генеральной прокуратуре и нам, представителям гражданского общества, важно проанализировать, почему так происходит? Дело в том, что в целом жалоб на жестокое обращение достаточно много и не всегда эти жалобы подтверждаются», - сказала она.
3 июня сайт Коалиции сообщил о том, что больной гепатитом скончался в СИЗО Худжанда, оставшись без медицинской помощи. В СИЗО Худжанда, предположительно, в результате жестокого обращения со стороны правоохранительных органов скончался 37-летний житель Турсунзаде Уктамджон Игамов.
Адвокат Дилафруз Самадова, которая подключилась к данному делу 31 мая и услуги которой предоставлены общественной организацией «Независимый центр по защите прав человека», являющейся членом Коалицией НПО против пыток, сообщила, что Уктамджон Игамов был задержан 19 мая по обвинению в совершении преступления экстремистского характера. 28 мая он был переведен из ИВС ГКНБ Согдийской области в СИЗО Худжанда, однако 2 июня в бессознательном состоянии был переведен в отдел реанимации областной больницы, где в 15:40 скончался. Он болел острой формой гепатита В, с переходом в цирроз печени, но в закрытом учреждении не получал необходимого лечения и специального диетического питания.
27 июня сайт Коалиции со ссылкой на адвоката Игамова сообщил, что прокурорская проверка по факту смерти жителя Турсунзаде в СИЗО Худжанда затянулась.
Коалиции стран региона обсудили достижения и проблемы в борьбе с пытками, сообщил 3 июня сайт Коалиции. Представители коалиций НПО против пыток Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана обсудили 31 мая-2 июня в Душанбе достижения в борьбе с пытками в Центральной Азии, а также стратегии по преодолению оставшихся вызовов, включая создание независимых механизмов расследования посредством заявлений о пытках, юридической помощи и стратегических судебных тяжб.
6 июня сайт Коалиции сообщил о том, что неправительственные организации, приветствуя поправки в законодательство, недавно принятые таджикским правительством, призывают Таджикистан к полнообъемному практическому осуществлению мер по противодействию пыткам
Данные поправки, в случае их успешной реализации, могут существенно усилить гарантии против пыток и жестокого обращения с лицами, содержащимися под стражей.
14 мая 2016 года президент Эмомали Рахмон подписал законы о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Закон «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и подсудимых» (далее — «Закон о порядке содержания под стражей»).
В суде района Исмоили Сомони города Душанбе началось рассмотрение дела по иску о взыскании морального вреда Луъбат Бурхановой к ответчику - Главному управлению исполнения уголовных наказаний министерства юстиции Таджикистана, сообщило 7 июня ИА «Азия-Плюс».
Луъбат Бурхонова, мать Дилшодбека Муродова – осужденного, скончавшегося в 2009 году в исправительной колонии (ИК) №3/1 ГУИУН МЮ РТ после получения тяжких телесных повреждений, требует от государства компенсацию морального ущерба из-за потери кормильца в размере 334 950 сомони.
По данному факту Генпрокуратура возбудила уголовное дело по части 3 статьи 110 УК РТ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
Расследование уголовного дела 4 раза прекращалось за отсутствием состава преступления, и после неоднократных обжалований расследование вновь возобновлялось. В итоге данное дело было приостановлено в связи с тем, что не было установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого.
Однако, ГУИУН не признает вины своих сотрудников в гибели осужденного Муродова. Заместитель начальника Главного управления исполнения уголовных наказаний министерства юстиции Таджикистан Илхом Махмудзода заявил в суде, что он не согласен с требованием компенсации морального ущерба из-за потери кормильца, на которую рассчитывает мать погибшего осужденного Дилшодбека Муродова. «Согласно предварительному расследованию прокуратуры страны, никто из сотрудников ГУИН не виновен в смерти Дилшодбека Муродова. Он зашел в туалет, и упал, потеряв сознание в результате сердечной недостаточности. Мы оказали ему первую медицинскую помощь, а затем доставили его в больницу города Вахдат», - сказал он в суде.
17 июня ИА «Азия-Плюс» сообщило, что суд не удовлетворил иск матери скончавшегося в тюрьме осужденного о моральном ущербе.
Суд мотивировал своё решение тем, что ранее так и не было установлено лицо, подлежащее привлечению к ответственности в качестве обвиняемого в смерти Муродова, и поэтому было отказано в компенсации.
Адвокаты намерены в ближайшее время направить кассационную жалобу на решение суда столичного района Исмоили Сомони.
15 июня Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности Таджикистана объявила о начале акции «Поддержи жертву пыток! Останови безнаказанность!», которая продлится до 26 июня, когда во всем мире отмечается Международный день поддержки жертв пыток.
В течение 10 дней на сайте Коалиции и ее страничке в соцсетях ежедневно размещалась история одной из жертв пыток и жестокого обращения. На сегодняшний день с историями ознакомились более 50 тысяч человек, сделано 250 репостов.
22 июня агентство «Озодагон» сообщило, что в социальных сетях Таджикистана появилось короткое видео, в котором сотрудник милиции в центре Душанбе прижимает ногой молодого человека к земле, наступая ему на горло.
Видео записано вечером возле театра оперы и балета. Время записи неизвестно. На видео молодой человек (авторы утверждают, что он был пьяным) пытается встать на ноги.
Однако сотрудник милиции с непристойными выражениями, поставив ногу ему на горло, не позволяет молодому человеку поднять голову.
На видео некоторые из прохожих спрашивают у милиционера о том, в чем виноват молодой человек, а некоторые требуют, чтобы представитель власти убрал ногу с головы лежащего.
Пользователи сети неоднозначно реагировали на происходящее. Некоторые критикуют пьянство молодого человека во время поста Рамазан, другие возмущаются бесчеловечностью милиционера.
24 июня сайт Коалиции сообщил о проходящих в Худжанде и Курган-Тюбе фотовыставках, посвященных жертвам пыток.
Фотовыставка берет свое начало с июня 2013 года – тогда ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности» впервые организовало ее в Душанбе накануне Международного дня защиты жертв пыток. Тогда на фотовыставке были представлены девять фотоисторий. В основу шести из них положены резонансные дела Хамзали Икромзода, Хуршеда Бобокалонова, Бахромиддина Шодиева, Сафарали Сангова, Исмоила Бачаджонова и Дильшодбека Муродова, скончавшихся при задержании или в заключении.
Фотовыставка посвящалась мужеству и упорству родственников, которые потеряли своих близких в результате жестокости и пыток. Несмотря на многие препятствия и ожидания, они верят в справедливость и добиваются законного возмездия для виновных лиц.
В этом году мы представили 17 фотоисторий. Жертвы пыток, их родственники и адвокаты годами борются за то, чтобы было проведено эффективное расследование каждого случая пыток и жестокого обращения и виновные лица были привлечены к ответственности.