Таджикистан говорит пыткам «Нет!»

Таджикистан говорит пыткам «Нет!»

Обзор прессы Таджикистана за июнь 2013 года

Самым значимым мероприятием июня в Таджикистане в контексте борьбы с пытками стало проведение акции «Скажем пыткам – нет!», посвященной Международному дню защиты жертв пыток. В рамках акции состоялась фотовыставка, где были представлены самые резонансные дела жертв пыток, а также презентована книга «Сломанные судьбы, отнятые жизни».    

3 июня сайт TojNews опубликовал письмо адвоката Файзинисо Вохидовой «Протест Кори Садриддина и письмо президенту», в котором адвокат заключенного Садриддина Тошева, известного в определенных кругах как Кори Садриддин, сообщает о голодовке своего подзащитного, как акции протеста против незаконных действий представителей правоохранительных органов и случаев применения побоев и пыток заключенных в худжандской колонии.

«Я с уверенностью могу сказать, что пытки в исправительных учреждениях страны существуют. В колонии №1 города Душанбе таким образом забили до смерти заключенного Хамзу Икромзода, а свидетелей этого жестокого происшествия из числа заключенных перевели в худжандскую колонию с поручением, чтобы их там избили. Это дело рук сотрудников исправительных учреждений, которые должны лишь уделять внимание исправлению осужденных. Такие сотрудники пенитенциарных учреждений позорят имидж страны на международной арене. Может, наконец-то настало время очистить ряды пенитенциарного учреждения от таких «кадров»?, - пишет Вохидова.

6 июня на сайте «Озодагон» была опубликовано интервью с заместителем начальника Главного управления исправительных дел Минюста РТ Бахромом Абдулхаковым под названием «Нас хотят оклеветать», в которой чиновник опровергает наличие пыток в тюрьмах и называет такого рода заявления «клеветническими».  

В беседе с журналистом Абдулхаков говорит, что если бы пытки в заключении существовали, их бы выявили специальная комиссия Минюста и представители Генпрокуратуры: «Скажу Вам одно, не все жалобы на пытки обоснованы. Посмотрите, все жалобы односторонние. Ни комиссия, ни спецпрокуратура не подтвердили ни один факт жалобы на пытки. А в СМИ в последнее время очень много такой неподтвержденной информации только из уст заключенных или их родственников». Он считает, что такие «жалобщики» имеют лишь одну цель – очернить работу исправительных учреждений или непосредственно их руководителей. «Это такая политика», - уверен Абдулхаков.

5 июня 2013 года сайт Коалиции НПО против пыток NoTorture.Tj сообщил о том, что прокуратура Согда пыталась препятствовать расследованию смерти Исмонбоя Бобоева, скончавшегося в 2010 году при задержании, предположительно, в результате пыток.

Предыстория такова, напоминает NoTorture.Tj, что 12 апреля 2013 года суд города Худжанда частично удовлетворил жалобу отца И. Бобоева в отношении должностных лиц прокуратуры Согдийской области. Таким образом, суд признал незаконным приостановление расследования данного дела и отправил его на повторное расследование в Согдийскую областную прокуратуру.

После этого представитель прокуратуры по Согдийской области принес частный протест с требованием отмены постановления суда г. Худжанда. Однако судебная коллегия по уголовным делам Согдийского областного суда 5 июня рассмотрела частный протест и в его удовлетворении было отказано за необоснованностью. Иными словами, постановление суда г. Худжанда от 12 апреля 2013 года оставлено без изменений.

Исмонбой Бобоев был задержан 19 февраля 2010 года сотрудниками РУБОП по Согдийской области Манучехром Акбаровым и Фирдавсом Шокировым. После доставления в здание РУБОП, в ходе допроса, задержанный Бобоев скончался. Родственники молодого человека утверждают, что смерть наступила в результате примененных к нему пыток, как незаконных методов допроса.

Следственным отделом прокуратуры Согдийской области в марте 2010 года по факту смерти И. Бобоева было возбуждено уголовное дело. В совершении данного преступления подозреваются вышеназванные Фирдавс Шокиров и Манучехр Акбаров.

25 июня 2010 года данное уголовное дело было приостановлено в связи с болезнью подозреваемых. После неоднократных жалоб представителя скончавшегося задержанного Джурабоя Бобоева в Генеральную прокуратуру, в октябре 2012 года, расследование данного уголовного дела было возобновлено.

Однако постановлением следователя прокуратуры Согдийской области от 30 октября 2012 года на основании болезни подозреваемых Шокирова и Акбарова рассмотрение уголовного дела было вновь приостановлено.

И лишь 12 апреля 2013 года суд города Худжанда отправил дело на повторное расследование в Согдийскую областную прокуратуру.

И вновь материал по факту смерти заключенного Хамзы Икромзода. 26 июня еженедельник «Чархи гардун» опубликовал информационный материал «Свидетелю смерти Икромзода угрожали», в которой со ссылкой на брата Хамзы – Амирали Икромзода сообщается, что руководство душанбинской колонии №1 потребовало от осужденного Давлатёра Курбонова, чтобы он прекратил давать в суде свидетельские показания по делу смерти Хамзы. Адвокат Бузургмехр Ёров так комментирует ситуацию: «Ни для кого не секрет, что в наших тюрьмах пытки существуют. В течение многих лет не было практики перевода осужденных из Душанбе в Худжанд. Однако это произошло именно после смерти Хамзы Икромзода. Это свидетельствует о том, что Хамза действительно скончался под пытками».

Правозащитные организации страны, понимая актуальность проблемы и необходимость наличия специально обученных адвокатов для жертв пыток, провели 13-15 июня тренинг «Повышение потенциала адвокатов по вопросам свободы от пыток и эффективное расследование подобных фактов согласно национальным и международным механизмам защиты прав человека». Как пишет «Азия-Плюс», мероприятие проводилось Общественной организацией «Центр по правам человека» в рамках деятельности Группы по правовой помощи Коалиции НПО против пыток в Таджикистане. В нем участвовали 20 практикующих адвокатов города Душанбе, ГБАО и районов республиканского подчинения.

Образовательно-практическое мероприятие состоялось в рамках серии тренингов, целью которых является формирование группы адвокатов в едином реестре. В дальнейшем они окажут профессиональную правовую помощь по уголовным делам, связанным с пытками и жестоким обращением, во всех регионах страны.

Самым значимым событием июня в стране в контексте борьбы с пытками стала акция «Скажем пыткам «Нет!», состоявшаяся 25 июня накануне Международного дня защиты жертв пыток.

Сразу несколько независимых СМИ страны освещало это мероприятие - «Озодагон», TojNews, «Азия-Плюс», «Озодӣ»,  NoTorture.Tj . Наргис Зокирова, директор Бюро по правам человека и соблюдению законности РТ, сказала, что основная цель акции – в очередной раз привлечь внимание властей и общественности к данной проблеме. «Мы добиваемся того, чтобы было проведено тщательное расследование по всем «зависшим» делам по пыткам и жестокому обращению, чтобы виновные понесли заслуженное наказание», - отметила она.

По ее словам, на выставке представлены истории девяти семей, которые борются для того, чтобы положить конец безнаказанности за пытки и другие виды жестокого обращения в Центральной Азии.

«Шесть историй относятся к Таджикистану – это истории Хамзали Икромзода, Хуршеда Бобокалонова, Бахромиддина Шодиева, Сафарали Сангова, Исмоила Бачаджонова и Дилшодбека Муродова, скончавшихся при задержании или в заключении. Три других истории представлены нашими партнерами из Кыргызстана, Казахстана и Туркменистана», - подчеркнула Зокирова.

«Мы много говорим и слышим о пытках, и всегда думаем, что это никогда нас не коснется. Мы никогда не видели лицо этой проблемы. Сегодня нам, благодаря этой фотовыставке, представилась такая возможность. Это самое сложное – видеть лица жертв пыток, их родных – безутешных матерей и вдов, осиротевших детей. И я призываю всех не оставаться в стороне от этой проблемы», - сказала таджикская правозащитница Нигина Бахриева.

В рамках фотовыставки состоялась также презентация документальной книги «Сломанные судьбы, отнятые жизни», автором которой является журналист «Азия-Плюс» Наргис Хамрабаева. «В основу книги положены восемь реальных историй о жертвах пыток и насилия в стране, самые резонансные и актуальные дела. Хамзали Икромзода, Сафарали Сангов – я думаю, что эти имена знают многие из нас. На страницах книги рассказывается также о жизни людей, для которых эти пытки все еще продолжаются. В их сознании, в их памяти, в их борьбе за справедливость. Это жены, дети, родители тех, кто пострадал или, ещё хуже, скончался от произвола некоторых сотрудников правоохранительных органов, призванных нас защищать. Каждый из нас слышал о таких историях. Мы начинаем сопереживать, возмущаемся, но мы никогда не сможем до конца понять боль родственников жертв пыток. Невозможно передать горе матери, которая сидит перед тобой и сильно сжимает во время рассказа о сыне свои руки, не чувствуя и не видя ничего перед собой. Невозможно без слез смотреть на фотографии детей, осиротевших из-за чьей-то «халатности». Поэтому мы решили назвать эту книгу «Сломанные судьбы, отнятые жизни»», - сказала автор книги.

В мероприятии приняли участие члены Коалиции НПО Таджикистана против пыток, представители офиса Омбудсмена, международных организаций и диппредставительств, а также родственники жертв пыток и жестокого обращения.

Мероприятие прошло при поддержке международной правозащитной организации Amnesty International. Фотовыставка, начавшаяся в Таджикистане и одновременно в Казахстане, продолжится в городах по всему миру в течение всего лета 2013 года.

Как сообщается в распространенном 25 июня сообщении Amnesty International, пытки в Центральной Азии – довольно практикуемое явление.  «Сотрудники правоохранительных органов задерживают множество людей (в основном мужчин, реже – женщин), помещают их под стражу без права связи с внешним миром и заставляют подписывать ложные признания. Иногда людей держат за решёткой, угрожая им постоянными побоями, до тех пор, пока родственники не соберут выкуп за их освобождение. Слишком часто люди гибнут в изоляторах временного содержания. Задержанных могут подвергать пыткам или жестокому обращению, нанося им тяжкие физические или психические травмы; после несправедливого судебного разбирательства многие из них оказываются в тюрьме. Слишком часто во время суда, даже когда признаки пыток, что называется, налицо, судьям недостаёт независимости или мужества, чтобы распорядиться расследовать утверждения подсудимого о пытках.

Многие из этих семей доверились местной системе уголовного правосудия и подали жалобы на подобное обращение. Однако некоторым, решившимся на открытые действия, пришлось столкнуться с запугиванием со стороны властей. И это помимо того, что семья уже потеряла кормильца, а дети – отца», - отмечает AI.

Кроме того, Amnesty International обращает внимание на так и не расследованное дело Дильшодбека Муродова, скончавшегося в заключении в Душанбе в 2009 году, предположительно, в результате пыток и жестокого обращения, и призывает всех неравнодушных к данной проблеме людей выразить свою солидарность и подписать петицию с тем, чтобы помочь матери Муродова – Лубат Бурхоновой добиться справедливости и прекратить пытки и безнаказанность в Таджикистане. Подписать петицию можно здесь http://www.amnesty.org/en/appeals-for-action/Tajikistan

На этом же кейсе акцентировала свое внимание газета ИмрӯзNews, которая также освещала акцию «Скажем пыткам «Нет!». «Я написала письмо Пан Ги Муну» - называется материал журналиста, в котором мать Дильшодбека Муродова рассказывает о том, что к смерти ее сына причастен сотрудник душанбинской колонии Джамол Мухторов, однако ей сообщили, что смерть сына наступила в результате сердечной недостаточности.

«Иззатулло Шарипов направил мне письмо, в котором говорится, что мой сын упал в туалете, у него пошла кровь из носа и вскоре он скончался. Все это ложь. Мой сын был здоров, и не страдал никакими болезнями», - говорит мать Муродова.

Другое издание «Озодагон» остановилось на истории Хамзы Икромзода. Его мать, Зулайхо Джураева, также присутствовавшая на акции, сообщила изданию, что прошло 9 месяцев после гибели её сына в ИТК №1 города Душанбе, но по сей день никто не понес ответственности за это.

«Никого не обвинили еще и никто за это ответственность не несет», - заявила мать Хамзы, 25-го июня на мероприятии, посвящённом дню борьбы против пыток.

По ее словам, ее неоднократные обращения к президенту страны не принесли результата. 

- Уже девять месяцев мы обиваем пороги генпрокуратуры и других ведомств, но нас никто не слышит! Все мы смертны, но такой смерти никому не пожелаешь. Сколько раз обращались, но не удалось нам встретиться с президентом. Почему в других странах президент общается со своими гражданами. В чем наша вина? У президента тоже есть сын, дети и у Иззатулло Шарипова тоже. Только наши дети совершают преступления, а дети чиновников нет?, - сказала Зулайхо Джураева.

По словам гражданского активиста Махмурода Одинаева, в случае если виновные в совершении пыток не будут наказаны, он готов выйти на пеший пикет из Гиссара в Душанбе с лозунгами "Долой пытки" и в отставку Изатулло Шарипова (глава ГУИУН), Нусратулло Абдуллаева (глава Верховного суда), Шерхона Салимзода (Генпрокурор РТ). По его словам, к нему готовы присоединиться около 700 человек.

Махмурод Одинаев является отцом Суннатуло Ризоева, одного из тех заключенных, который является свидетелем пыток заключенного Хамза Икромзоды, погибшего осенью 2012-го в тюрьме города Душанбе.

Тот же еженедельник «Озодагон» в аналитическом материале «Был-не был, но это не сказка» от 26 июня пишет: «Пытки – это то, что есть и в то же время нет в Таджикистане. Правозащитники и родственники жертв уверяют, что пытки есть, государственные органы категорически отрицают наличие пыток».  

Издание напоминает, что один из известных заключенных Сироджиддин Абдурахмонов, известный как Эшони Сироджиддин – в прошлом лидер салафитов столицы – после своего освобождения в июне этого года в интервью журналистам опроверг наличие пыток в тюрьмах. «Я провел в колонии 4 года. Не видел никогда, что кого-то били, ломали руки-ноги. Эти все разговоры – небылицы». 

NoTorture.Tj