Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Мониторинг Областной психиатрической больницы в Рошткалинском районе ГБАО
Был проведен 16-18 марта 2019 года без предварительного уведомления. Это повторный мониторинг после того, как было сдано эксплуатацию новое здание.
В состав мониторинговой группы вошли двое представителей Уполномоченного по правам человека Нидоев Х. и Низомов А., а также двое представителей общественных организаций - Мусоев Ш. и Давлатмиров Р.
Мониторинговой группе был предоставлен беспрепятственный доступ в учреждение. В ходе мониторинга группу сопровождали директор учреждения и его заместитель, чтобы показать расположение всех подразделений.
Здание было построено и сдано в эксплуатацию в сентябре 2018 года. В данном учреждении имеется своя котельная, построены новые сооружения: баня, туалеты, столовая, прачечная. В административном здании, с левого крыла 2 мужских отделения, с правого крыла - 2 женских и 2 детских отделения. В целом в здании было чисто и на территории прогулочных дворов всё было ухожено.
Учреждение рассчитано на 86 человек, на момент мониторинга в нём находилось 60 человек, из них 43 мужчин и 17 женщин. В учреждении имеется и детское отделение, однако пациентов там не было. При мониторинге было проведено интервью с 10 пациентами, 8 сотрудниками из числа младшего персонала, 2 врачами, в том числе директором данного учреждения.
Длительность пребывания пациентов была разной: от одного месяца до 7 лет (с учетом того, что некоторые из пациентов были в старом здании Рошткалинской районной психиатрической больницы). Кроме того, во время опроса пациентов некоторые из них отметили, что не помнят, сколько времени они находятся в данном учреждении. Все пациенты госпитализированы без их письменного согласия. Руководство ПУ отметило, что имеется решение суда, однако решения суда не было показано мониторинговой группе.
Случаев пыток и других видов жестокого или унижающего достоинства обращения при опросе пациентов не было выявлено, и не регистрировалось также со стороны администрации ПУ.
Со слов сотрудников учреждения, между пациентами иногда происходят конфликты, они ругаются, оскорбляют друг друга. Младший персонал и другие сотрудники учреждения в таких случаях успокаивают пациентов в зависимости от состояния больного медикаментозно, либо выводят на улицу и отвлекают.
Информационные доски были в готовом виде, однако все еще не вывешены в соответствующих местах. Они находятся в хозяйственной части ПУ. После сдачи данного сооружения, пока не успели вывесить стенды, идет работа по устранению данных проблем. Также мониторинговая группа раздала информационные плакаты о правах пациентов, которые сразу же были вывешены.
При назначении лечения у пациента либо законного представителя берется устное согласие, якобы пациент ставится в известность о возможной физической боли, о риске и побочных эффектах предлагаемого лечения, пациент может отказаться от предлагаемого лечения либо отказаться от лечения если оно уже проводится, утверждали врачи ПУ. Также руководитель ПУ при опросе указал на то, что в отношении пациентов, кроме медикаментозных мер, другие меры физического усмирения (удержания) не применяются. Также в кабинете физиотерапии пациентов реабилитируют и лечат травами.
Учреждение оснащено 70 камерами видеонаблюдения, которые охватывают всю территорию учреждения: 8 камер установлены в коридоре административного здания ( как на первом так и на втором этаже), 9 камер установлены на 1-м этаже мужского отделения, 9 камер установлены на 2-м этаже мужского отделения, 8 камер установлены на 1-м этаже женского отделения, 6 камер установлены на 2-м этаже женского отделения, 1 камера в коридоре на 1-м этаже детского отделения, 5 камер в детском отделении на 2-м этаже, 1 камера при входе в столовую, 1 камера при входе в баню без вида на душевые кабины и сетки.
Из государственного бюджета на питание одного пациента в день выделяется 6 сомони 40 дирамов, однако, фактически тратится от 10 до 12 сомони.
По информации директора учреждения, в 2017 и 2018 годах случаев смерти по причине болезни, самоубийств, нечастных случаев и в результате преступлений в отношении больных зафиксировано не было.