Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Партия Исламского возрождения Таджикистана, через месяц после смерти члена этой партии Умеджона Тоджиева в больнице исправительной колонии Согдийской области, опубликовала текст его показаний.
В показаниях погибший Тоджиев подробно описал, как в октябре прошлого года на рынке его задержали трое милиционеров и как он выбросился из окна третьего этажа здания правоохранительных органов.
«Я Тоджиев Умеджон, житель поселка Чоркух, района Исфара, отец четырех детей. Дата и год рождения 13.10.1979 года. В 1999 году я женился, и сейчас являюсь отцом 4 детей.
30 октября 2013 года на рынке поселка Ворух, где я торговал, ко мне подошли четверо, и спросили «Ты Умеджон?» на что я ответил да. Один из них вынул из кармана документы и попросил меня следовать за ним. Без сопротивления я пошел за ними в ОВД №1 города Исфары. Меня спросили, знаю ли я, почему меня задержали? На что я ответил, что нет, не знаю. Потом мне сказали, что они привлекли меня к административной ответственности.
Я спросил – совершил ли я какое-нибудь преступление? И вообще я не знаю, что означает административная ответственность».
Умеджон Тоджиев, в заявлении отметил, что "милиционеры, которые его задержали, в суде дали ложные показания, и когда его адвокат спросила, кто был свидетелем, трое милиционеров, сказали, что свидетелями совершения правонарушения со стороны Умеджона были они".
Суд приговорил Тоджиева к десяти дням заключения.
«После судебного разбирательства, меня стали избивать двое сотрудников, это было 31 октября 2013 года. Машраф, один из сотрудников милиции сильно бил меня, а после того как я написал заявление, он пригрозил, что меня «писателя» присоединит к списку террористов и отправит за решетку.
Еще один сотрудник по имени Ильёр присоединился к нему, чтобы бить меня».
В продолжении заявления У. Тоджиев рассказывает о том какими способами ему наносили удары и сколько людей пытали: "они связывали ноги, на руках были наручники, на голову мне надевали целлофан и т.д".
Также на наручники привязывали мокрую тряпку и присоединили к электричеству.
- Голодный и изнемождёный я каждый раз падал в обморок. Они поили меня водой и приводили в чувство, но не останавливали пытки в течении двух суток, - утверждает Тоджиев.
Умеджон Тоджиев, в своем заявлении упомянул, что милиционеры хотели его использовать для задержания его двоюродного брата со стороны матери, кори Зайлоба.
«Несколько раз от меня хотели показаний для задержания моего двоюродного брата, угрожая моей семье, и обвиняя меня в разных преступлениях».
После отказа Тоджиева он подвергся пыткам со стороны сотрудника милиции Машрафа.
Ильёр, сотрудник ОВД №1 города Исфары который был упомянут несколько раз в заявлении, пытался принудить Тоджиева подписываться под разными документами.
2 ноября ему дали телефон чтобы он позвонил жене, чтобы она привезла копию его паспорта.
На вопрос Тоджиева зачем им нужна копия паспорта, он и сам бы его привез после освобождения. Его возражения вызвали ярость милиционеров и его снова начали избивать.
Тоджиев говорит, что после этих побоев он уже был в полубезумном состоянии. И в этом состоянии Тоджиев, когда сотрудники милиции вышли из комнаты, открыл форточку и выбросился из третьего этажа здания ОВД.
4 ноября он пришел в сознание и узнал, что у него сломаны ноги, и сильно ушиблен позвоночник.
«Ко мне в палату зашли двое сотрудника органов, представились или нет, я не помню. Я помню что отвечал на вопросы со слезами, но не помню какие вопросы они мне задавали. Кто-то пришел и снял на фотоаппарат раны на руках и синяки на голове. После того как этот человек ушел, следователь преподнес ко мне какие-то документы и приказал подписать их».
На просьбу Умеджона Тоджиева прочесть документ, под которым он должен подписаться, следователь ответил отказом, и сказал, чтобы он сам прочел и подписал.
В завершении Умеджон Тоджиев говорит, что судья, несмотря на его раны и потребности в лечении, вынес решение о задержании его на два месяца в СИЗО города Худжанда.
Следователь немедленно исполнил решение суда и отправил его в СИЗО города Худжанда.