Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
На этой неделе состоялась презентация независимого мониторинга хорогских событий, который был проведен рядом правозащитных организаций. Изучив ситуацию, правозащитники констатировали нарушение прав и свобод жителей Хорога, как во время спецоперации, так и после ее завершения.
В МОНИТОРИНГЕ хорогских событий участвовали: Бюро по правам человека и соблюдению законности, Независимый центр защиты прав человека, Центр по правам человека, Центр по правам ребенка и общественный фонд «Нотабене», Ассоциация юристов Памира.
По словам директора ОО «Нотабене» Нигины Бахриевой, мониторинг был проведен в феврале-марте 2013 года. Среди интервьюеров были как местное население, так и представители госорганов исполнительной власти по ГБАО, политических партий, учреждений здравоохранения, областного управления КЧС, управления образования, СМИ и международных организаций.
Члены мониторинговой группы считают, что государство не приложило достаточных усилий для определения и привлечения к ответственности должностных лиц, ответственных за планирование и реализацию военной операции.
В целом документ выпущен в виде брошюры из 100 страниц. Приводим часть его содержания.
С НАЧАЛА спецоперации в Хороге было много спекуляций о ее причинах, возможных целях, а также последствиях. Некоторые представители оппозиции охарактеризовали операцию как попытку «этнической чистки», направленной против жителей области, именуемых памирцами. Согласно официальной версии органов безопасности в Душанбе, операция была направлена против преступников, связанных с группами боевиков в Афганистане. Отсутствие доступа к надежной и достоверной информации способствовало к порождению огромного количества слухов и необоснованных страхов, в т.ч. о количестве жертв среди местного населения и представителей силовых структур, которое варьировалось, в зависимости от источника, от 18 до 200 человек…
Перед проведением исследования были направлены письма с уведомлением о начале мониторинга в соответствующие органы госвласти, а также соответствующие запросы в Генеральную прокуратуру, МВД и Правительство. К сожалению, мы не получили ответов на направленные запросы ни с одного органа.
Перед публикацией настоящего отчета, документ был направлен в Исполнительный аппарат президента, Генеральную прокуратуру и Уполномоченному по правам человека в РТ для получения комментариев. Ответы и комментарии были получены.
24 июля 2012 года, приблизительно в 4:00 утра, правоохранительными органами РТ, при поддержке подразделений Министерства обороны был начат штурм одновременно в нескольких микрорайонах города Хорог - УПД, Верхний Хорог (Бархорог) и Хлебзавод, где проживают бывшие полевые командиры, а ныне неформальные лидеры области Толиб Аембеков (Хлебзавод), Имомназаров Имомназар (УПД) и Махмадбокир Махмадбокиров (Бархорог). В ответ, неформальные лидеры и их сторонники оказали вооруженное сопротивление. После более 16 часов перестрелок было объявлено о прекращении огня.
Военная операция в ГБАО началась после убийства главы областного управления Госкомитета национальной безопасности, генерала Абдулло Назарова. Он был убит вечером 21 июля 2012 года в двух километрах от Хорога. Согласно данным ГКНБ, Назаров скончался от ножевых ранений, полученных в ходе нападения со стороны неизвестной группы. В убийстве генерала силовые структуры обвинили людей бывшего полевого командира Толиба Аёмбекова.
По мнению некоторых очевидцев, генерал Назаров был смертельно ранен около 17 часов 21 июля в результате потасовки на 2 км от города. Неизвестной остаётся причина, по которой генерал был доставлен в областную больницу в Хороге около 20 часов, то есть три часа спустя после ранения…
3 августа 2012 года руководство Центра стратегических исследований заявило со ссылкой на данные правительства Афганистана, что основными причинами ввода дополнительных сил на территорию ГБАО стало скопление в ущелье Варсич афганского Бадахшана от 400 до 1 тыс. боевиков, которые планируют дестабилизировать обстановку на территории ГБАО. «Именно эти факторы стали причиной увеличения численности военных на территории ГБАО. Иными словами, социально-политическая ситуация в регионе с учетом обстановки в соседнем Афганистане вынудила правительство усилить меры безопасности в регионе», - отметили в ЦСИ.
Министр обороны Таджикистана, отвечая на вопросы относительно причин для введения армии и последующего штурма Хорога, ответил, что в самом начале вся операция была предпринята исключительно с целью устрашения…
С НАЧАЛА проведения спецоперации в регионе больше месяца отсутствовал доступ к полноценной связи, работало только 3 номера телефонов доверия, по которым в день поступало свыше одной тысячи звонков от населения, а также их родственников, проживающих за пределами ГБАО. Несмотря на то, что у основной части населения области, включая представителей местных органов власти, не было доступа к средствам связи, в то же время у руководителей органов власти телефонная и мобильная связь работала бесперебойно.
25 ИЮЛЯ 2012 года по инициативе председателя области Кодири Косима была создана посредническая Группа 20. Одной из основных задач данной группы была поддержка взаимодействия между органами власти и местным населением.
С 28 июля 2012 г. в процесс переговоров подключились представители Фонда Ага Хана, которые пояснили, что миссия группы завершена и в дальнейшем переговорами будут заниматься именно они.
Следует отметить, что к данному процессу не были привлечены другие международные организации, в мандат которых входит мирное урегулирование кризисных ситуаций…
Население города не было оповещено о предстоящем штурме, вследствие чего не смогло вовремя эвакуироваться. Мониторинговая группа получила информацию, что государственные служащие, сотрудники учебных заведений и дошкольных учебных заведений были уведомлены о том, чтобы не приходить на работу 24 июля 2012 г.
По неофициальным данным, за день до штурма, 23 июля, из города были эвакуированы иностранные граждане, сотрудники международных организаций, работающие в регионе. При этом в городе осталось около 40 иностранных туристов, которые смогли выехать в Душанбе только 27 июля.
Местные органы исполнительной власти не имели представления о масштабах операции, поэтому вопросы об эвакуации населения не были своевременно запланированы.
Представитель Управления КЧС и ГО по ГБАО отметил, что о проведении предстоящей спецоперации их управление не было осведомлено, однако, до проведения спецоперации у них потребовали предварительную информацию о количестве хозяйств и населения в местах проведения спецоперации…
ПО истечению года после проведения спецоперации, до сих пор отсутствует достоверная информация о количестве раненых и убитых, как среди мирного населения, так и среди представителей правоохранительных и силовых структур.
Мониторинговой группой были направлены запросы в госорганы о предоставлении соответствующей информации, однако, ни по одному запросу не было получено ответа. По официальной информации, представленной в Комитет ООН по правам человека, правительство указало, что «в результате вооруженного столкновения и применения насилия в отношении представителей власти из числа сотрудников и военнослужащих органов внутренних дел, безопасности, министерства обороны и национальной гвардии 18 человек были убиты и более 45 ранены».
Представитель местных органов исполнительной власти указал, что, по официальным данным, во время проведения спецоперации погибли 45 человек: 22 человека из числа гражданских лиц, 23 человека из числа военнослужащих. Однако представители местных органов власти не занимались документированием ситуации в регионе.
По заявлению министра обороны, большинство лиц, погибших 24 июля, принадлежали к преступным группировкам и, таким образом, были убиты при оказании сопротивления правоохранительным органам.
По данным местных правозащитных организаций, в ходе специальной операции в Хороге погибло 18 гражданских лиц, большинство из которых - мирные жители, которые не смогли вовремя эвакуироваться из города из-за отсутствия информации о предстоящем штурме…
Мониторинговой группе удалось встретиться с семьями 15 жертв, погибших во время и после проведения специальной операции в городе Хорог 24 июля.
Некоторые из погибших были убиты во дворе собственных домов выстрелами снайперов и взрывами осколочных гранат. Были выявлены случаи смерти среди мирного населения, произошедшие до и после проведения специальной операции.
(Более подробную информацию о погибших и раненных читайте в ближайшем номере «АП»)
БОЛЬШИНСТВО опрошенных сообщили, что со стороны военнослужащих, принимавших участие в военной операции, не наблюдалось актов насилия в отношении них, членов их семей или соседей. Двенадцать из тридцати трех опрошенных сообщили, что такие действия имели место, и в основном это выражалось в нецензурной брани, повышении голоса и оскорблениях, а также в двух случаях мужчин обыскивали под дулом пистолета. Один из респондентов рассказал, что пока они находились заложниками у себя дома, его родственника под дулом пистолета заставили сообщить, что военные к ним очень хорошо относятся и каких-либо жалоб у них нет.
Было выявлено несколько случаев проникновения в жилые дома и занятия там позиций представителями правоохранительных органов. Трое из опрошенных респондентов сообщили, что во время перестрелки утром 24 июля 2012 года к ним в дом ворвались люди в военной форме (со слов респондентов, это были представители группы «Альфа») и взяли их в заложники. По словам одного из опрошенных, военные держали их в заложниках, при этом используя их как живой щит, так как, по их словам, «пока заложники с ними, никто не осмелится стрелять по этой позиции».
Во втором случае, военные взяли в заложники всю семью (респондента, его жену и двоих детей) и держали в одной комнате до 25 июля, разрешали выходить только в туалет. Выйти на кухню поесть или приготовить еду не было возможности, так как военные не разрешали. В обоих случаях с 24 по 25 июля (во время перестрелок) военные не давали возможности заложникам поесть и попить...
В одном случае респондент сообщил, что спустя несколько дней после специальной операции был избит 20-ю военнослужащими в результате перепалки, которая возникла между ним и военнослужащими. Молодой человек был доставлен в областную больницу с сотрясением мозга.
Результаты опроса показали, что пострадавшие из числа местного населения в большинстве случаев не обращались в правоохранительные органы с заявлением о нарушениях их прав со стороны военнослужащих и милиционеров. По словам респондентов, население утратило веру в справедливое рассмотрение их заявлений…
Родственники жертв в интервью с членами мониторинговой группы указали на отсутствие информации о ходе расследования по факту смертей гражданских лиц во время июльских событий 2012 года. Родственники погибших сообщили, что органами власти не была проведена экспертиза трупов, а в некоторых случаях не были задокументированы факты смерти их близких. Семьям погибших не были выданы свидетельства о смерти…
Результаты мониторинга показали, что на сегодняшний день не проведено ни одного эффективного расследования по фактам смерти жертв июльских событий 2012 года. Родственники жертв не имеют информации, было ли возбуждено уголовное дело, и проводится ли уголовное расследование этих случаев.
В СООТВЕТСТВИИ с заявлением министра внутренних дел Рамазона Рахимова, все лица, добровольно сложившие оружие, должны быть освобождены от ответственности, при условии, что не совершали других противозаконных действий до 24 июля 2012.
С 30 июля по 2 августа 2012г. в Хороге и его окрестностях продолжалась сдача оружия при участии представителей МВД РТ, Фонда Ага Хана, Всемирной продовольственной программы ООН, а также представителей общественности. Согласно предварительным договорённостям, сдача оружия была анонимной и проводилась при участии представителей районов. Данный процесс был запротоколирован и заснят на видео.
Однако, несмотря на наличие протоколов и видеозаписей, во время пресс-конференции в январе 2013г. Генеральным прокурором РТ Шерхоном Салимзода были озвучены иные цифры, которые значительно превышали количество, указанное в подписанных протоколах…
ПО официальным данным ГКНБ и МВД, во время проведения спецоперации были задержаны и доставлены в Душанбе около 40 человек. По информации правоохранительных органов, среди арестованных были также граждане Афганистана. Результаты мониторинга показали, что в ходе специальной операции были задержаны 4 гражданина Афганистана, легально находившихся на территории РТ и работавших механиками в местном СТО. По словам хозяина СТО, его работники были избиты сотрудниками ОМОН. Также у них были отобраны деньги и мобильные телефоны. Кроме того, по его словам, их заставили надеть военную одежду, обвесили оружием, после чего сфотографировали. Позже в СМИ появилась информация, что задержанные - афганские моджахеды. По информации, полученной от работников данного СТО, спустя пару дней их афганские коллеги были выпущены и депортированы в Афганистан.
Несмотря на все объявленные ранее гарантии в отношении всех участников событий 24 июля в Хороге, правоохранительными органами продолжается преследование некоторых лиц, которые якобы участвовали в сопротивлении правительственным силам в июле 2012 года.
5 апреля 2013 года в Верховном суде начался судебный процесс в отношении Шерика Карамхудоева и Димона Ашурова (Давлатбек Давлатбеков), которым было предъявлено обвинение в организации и участии в противостоянии правительственным силам 24 июля 2012 года. Уголовному делу был присвоен гриф секретности, поэтому процесс проходил в закрытом режиме. Адвокаты заявляли о том, что процесс прошел со множеством нарушений УПК, в частности, суд без каких-либо оснований отклонил ходатайство защиты о вызове на процесс основных свидетелей, в том числе представителей органов власти, ответственных за военную операцию в городе Хорог в июле 2012 года…
В ходе проведения исследования мониторинговая группа получила информацию о существовании в правоохранительных органах списков лиц, которые оказывали сопротивление силовым структурам 24 июля 2012 г…
…В целом, члены мониторинговой группы считают, что государство не приложило достаточных усилий для определения и привлечения к ответственности должностных лиц, ответственных за планирование и реализацию военной операции.
При этом мониторинговая группа опубликовала и ответы Уполномоченного по правам человека в РТ, которого в числе прочих официальных структур, попросили предоставить свои комментарии к мониторингу. Он обвинил членов мониторинговой группы в одностороннем освещении. «В мониторинге отсутствует информация относительно незаконных вооруженных групп, воевавших против сотрудников правоохранительных органов. Факт добровольной сдачи оружия, а также гибель и ранение сотрудников правоохранительных органов свидетельствует об этих незаконных вооруженных группах», - отметил омбудсмен, подчеркнув, что расследование хорогских событий в настоящее время продолжается.
Генеральная прокуратура же в своем ответе пишет, что всегда предоставляла по хорогским событиям удовлетворительную информацию…