Как выбивали признание в убийстве из Хасана Ёдгорова?

Он восемь месяцев просидел в СИЗО по обвинению в убийстве, а потом оказалось, что он не виноват и его отпустили.

На днях после восьмимесячного содержания в следственном изоляторе был освобождён  34-летний житель города Турсунзаде, Хасан Ёдгоров, которого обвиняли в убийстве местного жителя Дмитрия Каримова. Повторное расследование дела показало, что он не виноват. 

Напрасно обвинённый не хочет судиться с органами, чтобы восстановить своё честное имя и получить законную компенсацию.  А надо бы… 

Самооговор

В ноябре 2017 года в Турсунзаде был убит официант одного из ресторанов в центре города Дмитрий Каримов. Его тело было обнаружено на съемной квартире во 2-м микрорайоне. Спустя месяц таджикское ТВ показало подготовленный МВД видеосюжет, где подозреваемый в убийстве  Хасан Ёдгоров признал свою вину.

«Он дружил со своей жертвой. 6 ноября вечером пришел в квартиру, которую снимал Дмитрий, якобы с целью поговорить об аренде квартиры, но на самом деле с целью грабежа. Как признался сам Ёдгоров, он зашел в квартиру, говорил с Дмитрием, а когда тот повернулся, вытащил нож и нанес ему удар сначала в левый бок, потом в правый. Когда от неожиданных ударов Дмитрий нагнулся, Ёдгоров нанес ножевой удар в шею. Он признался, что ударил 5 раз ножом», - сообщалось в том сюжете.

Хасан Ёдгоров после 8 месяцев в СИЗО вышел на свободу

По версии следствия, после того, как Ёдгоров совершил убийство, он взял у убитого мобильный телефон, снял с руки жертвы золотой браслет и покинул квартиру. 

Прокуратура  города Турсунзаде возбудила против него уголовное дело по статье 104 УК, он находился в предварительном заключении. 

Сомнения в деле следствия

Хотя Хасан Ёдгоров по неизвестным нам причинам признал вину в совершении преступления, родные и знакомые не верили в это. В итоге они обратились в органы, заручившись поддержкой гражданских активистов и ОО «Независимого Центра по защите прав человека». В своем заявлении они указали на сомнительные моменты расследования дела. Следствие сделало акцент на том, что последним человеком, который позвонил Дмитрию перед его убийством, был Хасан. Это стало основным поводом для ареста Ёдгорова.

По словам защиты, звонок  Хасана Дмитрию  перед убийством мог означать, что он находился далеко от знакомого. Но это не было учтено следствием.

Другой момент, который имел большое значение – это физическая ущербность обвиняемого. Ведь у Хасана Ёдгорова нет одной ноги (правой), ходит в протезе. Инвалиду вряд ли было по силам справиться с совершенно здоровой жертвой. Когда родственники изложили свои сомнения, следствие проигнорировало этот факт. Чем был мотивирован их отказ – непрофессионализмом или был связан с какой-то выгодой, неизвестно. «Но  самое главное, отказ был незаконным», - считает адвокат Абдурахмон Шарипов, который по  просьбе  ОО «Независимого Центра по защите прав человека» консультировал сторону обвиняемого.

Затем, родственники Хасана написали заявление в Генпрокуратуру Таджикистана по поводу необоснованного привлечения Ёдгорова к уголовной ответственности, выражая свои сомнения. Когда генпрокуратура взялась за дело, была выявлена непричастность мужчины к убийству. В итоге пострадавший после 8 месяцев незаконного заключения в СИЗО, был освобожден. 

Были ли пытки?

Пообщаться с Хасаном Ёдгоровым нам не удалось. По словам одной гражданской активистки, которая помогала семье Ёдгоровых в законном расследовании дела, его семья сейчас оставила квартиру в Турсунзаде и перебралась в Душанбе (у него жена и двое детей). Сам Хасан категорически отказывается от общения, отмечая, что доволен своим освобождением и ни к кому претензий не имеет.

Как же так получилось, что невиновный человек по телевидению публично признался в убийстве?

Савринисо Эшова, теща Хасана Ёдгорова, сказала радио «Озоди»: «Хасан нам сказал, что он под пытками признался в убийстве, которое не совершал».

Если это так, то понятно, почему следователь, который вел дело Ёдгорова после проверки Генпрокуратуры, внезапно перевелся в Варзобский район.

В настоящее время Генеральная прокуратура проверяет работу сотрудников милиции и следователей ОМВД по городу Турсунзаде. Следователи ищут ответа на вопрос: каким образом были получены признательные показания.

По закону, Хасан Ёдгоров теперь имеет право на реабилитацию и компенсацию. Но он отказался  от дальнейшего обращения в соответствующие инстанции.  «Возможно, это связано с тем, что он просто боится, что повторится жестокое, бесчеловечное обращение к нему», - считает юрист.

Новый оборот в деле

Вместо Хасана по факту убийства Дмитрия Каримова, задержан другой подозреваемый, идет следствие.

«Он продал некоему гражданину мобильный телефон Каримова. Покупатель совсем недавно начал пользоваться этим телефоном. При задержании, он указал на продавца. Во время обыска у преступника были обнаружены и другие вещественные доказательства. После этого было принято решение об освобождении подозреваемого Ёдгорова из СИЗО», - передало «Радио Озоди» со слов своего источника.

Покойный Дмитрий Каримов

По данным же нашего источника в правоохранительных органах, подозреваемым является житель города Турсунзаде. Его имя  не сообщается, чтобы не помешать повторному следствию. Известно лишь, что этот гражданин был ранее судимым и пока не признает свою вину, утверждая, что он только украл телефон и другие вещи из квартиры убитого. Причем когда он пробрался в квартиру Каримов уже лежал мертвый.

Убийство теперь расследуют следователи Генеральной прокуратуры. 

Безнаказанность правоохранительных органов

Промахи или точнее беззаконие в расследовании уголовных дел в городе Турсунзаде уже стали притчей в языцех.

Последний яркий пример - в феврале 2017 года в этом городе была зверски убита и сожжена 16-летняя Нозима Исомидинова. Местные правоохранительные органы не только тщательно скрывали подробности, связанные с этим преступлением, но и изначально классифицировали его, как самоубийство. И несмотря на то, что на теле девушке было более десятка ножевых ранений!

Случившееся могло остаться тайной за семью печатями, если бы 16 февраля о произошедшем не сообщил генеральный прокурор страны Юсуф Рахмон.

После установления истинных причин гибели девушки, виновные, допускавшие ошибки в расследовании дела, не получили никакого наказания, за исключением судмедэксперта, выдававшего преступление за самоубийство…

Уйдут ли от наказания местные милиционеры и в этот раз?

Asia-Plus