Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Комитет ООН против пыток дал рекомендации Таджикистану после выступления правительственной делегации страны со Вторым периодическим докладом на очередной сессии Комитета 7 ноября этого года.
В частности, Комитет приветствует законодательные меры, принятые в течение рассматриваемого периода, однако указал и на основные вопросы, вызывающие озабоченность. В их числе - определение и санкции за применение пыток. «Хотя Комитет приветствует включение статьи 143 прим. 1 в Уголовный Кодекс с целью приведения определения «пытки» в полное соответствие со статьей 1 Конвенции, но выражает обеспокоенность тем, что санкции до пяти лет и менее, в отношении лиц, впервые совершивших преступление пыток, несоизмеримы с тяжестью преступления (статьи 1 и 4). Комитет рекомендует государству-участнику внести изменения в данную статью и обеспечить, чтобы санкции за пытки отражали их тяжкий характер, как того требует статья 4 Конвенции», - говорится в одной из рекомендаций.
Члены Комитета также обеспокоены тем, что в 2011 году Закон об амнистии предоставил довольно широкие полномочия органам прокуратуры по своему смягчить, уменьшить или приостановить приговоры в отношении лиц, осужденных за пытки, в том числе в отношении трех сотрудников правоохранительных органов, осужденных за причастность к смерти заключенного Исмоила Бачаджонова.
«Государство-участник должно обеспечить, чтобы Закон об амнистии содержал четкие положения, предусматривающие, что ни одно лицо, осужденное за пытки, не будет иметь право воспользоваться амнистией, и что такой запрет строго соблюдается на практике», - требует Комитет.
Кроме того, обеспокоенность Комитета вызывают сообщения от государства-участника и неправительственных организаций о нескольких случаях смертей во время задержания и в заключении. Упоминаются имена Исмонбоя Бобоева, Усмона Бобоева, Хуршеда Бобокалонова, Аловуддина Давлатова, Дилшодбека Муродова, Хамзы Икромзода, Сафарали Сангова, Бахромиддина Шодиева. Комитет указывает на отсутствие эффективного и беспристрастного расследования этих случаев.
Комитет настоятельно призывает государство-участник оперативно, беспристрастно и эффективно расследовать все случаи смерти в заключении, оценить степень ответственности государственных должностных лиц, обеспечить наказание виновных и выплаты компенсации семьям погибших.
Более того, Комитет просит государство-участник представить всеобъемлющую обновленную информацию о всех зарегистрированных случаях смерти в заключении, включая местоположение, причину смерти и результаты любого расследования этих случаев, наказание виновных и компенсации, предусмотренные для родственников жертв.
Комитет обеспокоен отсутствием оперативного, эффективного, беспристрастного расследования и уголовного преследования сообщений о пытках и жестоком обращении, что создает, тем самым, атмосферу безнаказанности.
Кроме того, Комитет обеспокоен тем, что в соответствии со статьей 28 (1) Уголовно-процессуального кодекса, суд, судья, прокурор или следователь вправе прекратить уголовное дело и освободить данное лицо от уголовной ответственности. Такие действия могут быть предприняты на основе раскаяния, примирения с потерпевшим, изменением обстоятельств, или истечением срока исковой давности для возбуждения уголовного дела.
«Государству-участнику следует принять конкретные шаги по созданию эффективного и независимого механизма уголовного расследования не связанного с органом, осуществляющим уголовное преследование в отношении предполагаемой жертвы; незамедлительно провести быстрое, беспристрастное и тщательное расследование всех сообщений о пытках и жестоком обращении и привлечь предполагаемых преступников к ответственности и исключить положения УПК, позволяющие прекращение уголовного дела и освобождения обвиняемого от уголовной ответственности в тех случаях, когда дело касается утверждений о пытках и жестоком обращении», - указывает Комитет в своих рекомендациях.
Полную версию выводов и рекомендаций Комитета читайте на http://www.notabene.tj