Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Рафаэл Максудов, ставший свидетелем жестоких предсмертных пыток заключенного душанбинской тюрьмы в 2012 году, вышел на свободу и рассказал подробности трагедии в застенках.
Первого апреля 2014 года один из сокамерников Хамзы Икромзода, скончавшегося от жестоких пыток в сентябре 2012 года в тюрьме г. Душанбе, вышел на свободу. Рафаэл Максудов, приговоренный к 3,5 годам тюрьмы за кражу, после выхода на свободу, согласился рассказать трагические события сентября 2012 года в беседе с журналистами. Сам Рафаэл проходил свидетелем по делу о смерти Икромзода. Кстати, в заключении официальных следственных органов смерть заключенного значится, как “самоповешение”.
Тем не менее, свидетельства очевидцев, а также родных Икромзода, хоронивших сына после передачи тела семье и сфотографировавших жестокие раны и увечья на теле Хамзы, позволяют сомневаться в добровольной смерти заключенного.
Рафаэл Максудов 1 апреля так рассказал события, разворачивавшиеся в колонии № 1 г. Душанбе два года назад:
- 15 сентября 2012 года у меня произошла стычка с одним заключенным в колонии. Сотрудники тюрьмы избили меня и поместили в четвертую камеру. 16 сентября примерно в 4 часа вечера в эту камеру Лутфулло, Джамол, Махмуд, Давлатманд и Шерафган (сотрудники колонии) привели Хамзу Икромзода. В камере я был один и мог видеть все воочию. Когда его занесли в камеру, у него кровоточила левая рука, а правая часть головы была настолько серьезно поколечена дубинкой, что часть головы была вогнута внутрь. Они бросили его в таком состоянии и ушли. Я снял с себя какую-то одежду и оказал ему первую помощь. Мы узнали друг друга и поздоровались. Я спросил его: “Кто это сделал?”. Он сказал, что те, кто занесли его сюда, а именно Лутфулло, Махмуд, Джамол, Давлатманд, Шерафган и Рустам Тоштемиров. Когда я спросил, почему с ним так поступили, он сказал, что отказался им платить деньги. “Я сказал Тоштемирову Рустаму, что больше не собираюсь платить милиции большие деньги, и они избили меня”, - рассказал Рафаэл Максудов. - Примерно через два часа они вернулись и отвели его в пятую камеру.
Далее, по словам Максудова, он смог наблюдать из туалета камеры, как поставив на колени Хамзу Икромзода, сотрудники колонии в течение примерно 10 минут самым жестоким образом избивали его. Рафаэл говорит, что услышал крики Хамзы, который много раз прокричал о том, что ему “разорвали печень”. После этого его опять бросили в таком состоянии в камеру, где он пробыл вплоть до 20 сентября.
- Ему никто не помогал и не оказывал медицинскую помощь. А уже 20 сентября в тюрьме прошел слух о том, что Хамза Икромзода повесился, - рассказал Рафаэл Максудов.
Свой рассказ о трагической смерти Икромзода в 2013 году в интервью радио Озоди рассказал и другой очевидец событий – Сайидали Казаков, который после выхода из колонии встречался с нашим журналистом. Однако руководство ГУИУН Министерства юстиции Таджикистана отрицает всяческие обвинения в насильственной смерти Икромзода в застенках.
Жителю села Хирманак Гиссарского района Хамзе Икромзода было 27 лет, когда он скончался в колонии № 1 г. Душанбе. На фотографиях, сделанных родными Икромзода в день похорон, видны следы от горячего утюга, наложенного на многих частях тела Хамзы.