Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Несмотря на то, что о распространении пандемии в Таджикистане было объявлено лишь 30 апреля, запрет на свидания с заключенными во всех пенитенциарных учреждениях страны из-за угрозы распространения вируса COVID-19 был введен еще 31 марта.
Такой запрет действует до сих пор, и многие родственники заключенных жалуются на то, что в условиях пандемии коронавируса власти пользуются данной ситуацией для ограничения прав заключенных.
Кроме того, властями в августе были приняты поправки в действующее законодательство, предусматривающие ответственность, в том числе уголовную, за распространение «недостоверной» информации о пандемии КОВИД-19, что правозащитными организациями было расценено как «наступление на свободу слова и информации»
Именно поэтому правозащитники подчеркивают: «Мы, как гражданское общество, должны сохранять бдительность и рассматривать действия властей с точки зрения прав человека».
В целях поддержки гражданского общества, в том числе и в Таджикистане, международная правозащитная организация «Международное партнерство за права человека» выпустила Сборник полезных ресурсов «COVID-19 и его влияние на ситуацию с мониторингом пенитенциарных учреждений и свободой выражения мнений», где предоставлен обзор отдельных ключевых стандартов в области прав человека и руководящих принципов в отношении мер, предпринимаемых со стороны государств по борьбе с распространением Covid-19, уделяется особое внимание положению в тюрьмах и других местах содержания под стражей, а также в области свободы информации и выражения мнений.
В самом первом разделе сборника «Пенитенциарные учреждения» содержатся временные рекомендации ВОЗ в целях надлежащего медицинского реагирования и поддержания безопасных, надежных и гуманных условий содержания под стражей.
В первую очередь ВОЗ считает, что «предоставление медицинской помощи лицам, содержащимся в тюрьмах и других местах содержания под стражей, является обязанностью государства». Что понимается под этой рекомендацией? Не секрет, что в случае заболевания заключенных медикаменты приносят родные этих лиц, и они же несут на себе расходы по оказанию медицинских услуг заключенным. Поэтому ВОЗ еще раз указывает на то, что закрепленное в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными в 1955 г. предоставление медицинской помощи заключенным является обязанностью государства.
Лица, содержащиеся в тюрьмах и других местах содержания под стражей, должны иметь доступ ко всем медицинским услугам, без дискриминации на основании их правового статуса. То есть не имеет значения, осуждены ли эти лица за членство в ПИВТ, либо за банальную кражу – все они равны в плане оказания медицинских услуг.
В рекомендациях ВОЗ особое внимание уделяется гендерной составляющей. ВОЗ рекомендует «принять надлежащие меры для обеспечения учета гендерных аспектов при рассмотрении чрезвычайных мер реагирования на распространение COVID-19 в тюрьмах и других местах содержания под стражей».
Еще одна рекомендация ВОЗ касается необходимости обеспечения соблюдения прав человека в отношении лиц, содержащихся под стражей, а также обеспечить связь с внешним миром, и что наиболее важно, доступ к информации и надлежащему медицинскому обслуживанию.
Что это означает? ВОЗ считает, что в случае каждого случая заболевания КОВИД-19 оценка его тяжести и последствий должна проводится тюремным персоналом совместно с местными органами здравоохранения. На основе полученной оценки должны быть представлены консультации по вопросам управления персоналом или лицами, находящимися в тюрьмах или местах содержания под стражей. Вопрос о временном приостановлении посещений тюрем должен рассматриваться в сотрудничестве с органами здравоохранения на основании оценки риска на местах. Эти меры должны также включать меры по смягчению неблагоприятных последствий, которые могут отразиться на заключенных. Следует учитывать особые и несоразмерные последствия для различных категорий заключенных, а также для детей, живущих со своими родителями в пенитенциарных учреждениях. Кроме того, следует тщательно рассмотреть меры по ограничению передвижения лиц в места содержания под стражей и из них, включая ограничения на передвижение в рамках самой пенитенциарной системы, а также ограничения на доступ к неосновному персоналу и посетителям, на основе надлежащей оценки рисков, поскольку подобные ограничения будут оказывать более широкое воздействие на функционирование системы содержания под стражей.
Fair Trials призвало руководство пенитенциарных учреждений вводить альтернативные меры для обеспечения контакта с семьей или адвокатами (например, видеоконференций через Скайп или Зуум). Необходимо обеспечить, чтобы лица, находящиеся в предварительном заключении, имели личный доступ к адвокату, а в тех случаях, когда это невозможно, – к конфиденциальным телефонным и видеозвонкам, с тем чтобы задержанные могли осуществлять свое право на доступ к адвокату.
Власти должны обеспечить, чтобы запрет на свидания задержанных с адвокатами, друзьями и членами семьи ограничивался конкретными рисками и сроками, с тем чтобы обеспечить, по мере возможности, личный доступ. Должно быть обеспечено также предоставление средств защиты в качестве альтернативы ограничению доступа к адвокатам и наблюдателям. И власти должны обеспечить неправительственным правозащитным организациям возможность продолжения мониторинга в местах содержания под стражей во время кризиса.