Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Этот случай долгое время был на слуху жителей Таджикистана: 3 января 2023 года десятки жителей Куляба собрались у здания городского морга, требуя найти и наказать виновных в смерти 37-летнего Абдукаххора Розикова, который был в час ночи задержан сотрудниками милиции, и спустя еще час скончался в одном из служебных кабинетов в здании УМВД.
«Привлечь виновных к ответственности!»
Вечером 3 января МВД Таджикистана сообщило, что причиной смерти Абдукаххора Розикова стала передозировка наркотических средств: «Гражданин А. Розиков перед задержанием употребил дозу наркотика амфетамин (кристалл), в результате чего скончался в Кулябском зональном отделении УМВД по Хатлонской области».
«Я тогда работал в России. В тот день мне позвонили родные и сказали, что мой брат умер. Я переспросил, от чего, и они сказали, что ночью его увезли с собой сотрудники милиции, а спустя два часа сообщили о его смерти, - рассказывает Давлатмурод Розиков, брат Абдукаххора, – и я сразу же вылетел в Таджикистан».
По его словам, десятки людей, собравшиеся у местного морга, требовали привлечь к ответственности виновных милиционеров. Только после того, как городские власти заверили, что все виновные будут наказаны, родственники забрали тело Абдукаххора и на следующий день похоронили его.
Помощь Коалиции против пыток
17 января Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане предложила юридическую помощь семье Розиковых и выделила двух адвокатов.
Адвокаты подготовили ряд заявлений и 27 января по данному делу была организована следственная группа.
Гулчехра Холматова, руководитель Группы правовой помощи Коалиции, которая координировала процесс оказания правовой помощи семье Розиковых, отмечает: «Сложности возникли с самого начала данного дела. 12 января прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий» в отношении троих сотрудников милиции, из которых в отношении двоих была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде».
Адвокаты добились того, что 30 января все трое сотрудников милиции были заключены под стражу, и в тот же день постановлением Кулябской зональной прокуратуры Давлатмурод Розиков, брат погибшего, был признан потерпевшим по данному уголовному делу.
Судмедэкспертиза
В марте адвокаты ознакомились с результатами судебно-медицинской экспертизы, устанавливающей факт смерти Абдукаххора Розикова.
Одним из выводов экспертизы было обнаружение в крови покойного «наркотического вещества метамфетамин, которое не имеет отношения к причине его смерти», то есть опубликованная на сайте МВД информация не соответствовала действительности.
В заключении судмедэкспертизы указано, что на теле покойного обнаружены «телесные повреждения в виде синяков, царапин, ран, которые могли быть вызваны ударом тупым твердым предметом незадолго до смерти», но в то же время судмедэксперт не обнаружил на теле покойного «следов воздействия электрического тока».
«Я сам обмывал тело брата, вместе с дядей и соседом, – рассказывает Давлатмурод Розиков, – и у него на пальцах правой ноги были такие черные, как выжженные, места». Дядя покойного, Абдугаффор Розиков, также утверждает что на теле племянника, включая гениталии, были следы от удара электрического тока.
По заключению судмедэкспертов, причиной смерти покойного стала ишемическая болезнь сердца.
«Он никогда не жаловался на сердце. В ту злополучную ночь я около 8 вечера разговаривал с ним по «ватсаппу» и он вообще ничего не говорил про то, что ему плохо, или что-то болит», – вспоминает Давлатмурод.
Врач-кардиолог одной из столичных клиник поделился с нами на анонимной основе, что при ударе током воздействие на сердечную мышцу представляет наибольшую опасность. «Известно, что сокращение сердечной мышцы происходит под действием именно электричества слабой мощности, вырабатываемого самим организмом. Мощный заряд извне вызывает сбой в работе сердца, одним из результатов которого может быть инфаркт миокарда, после чего наступает летальный исход, что на вскрытии может быть трактовано, как ишемия участка сердечной мышцы или ишемическая болезнь сердца», - отметил он.
Статья «Пытки» и суд
Адвокаты добились переквалификации уголовного дела со статьи «Превышение должностных полномочий» на статью «Пытки» в отношении трех сотрудников милиции Джамшеда Кароматова, Зафара Холова и Шамшода Шарифзода.
В мае состоялось первое судебное заседание. В суде свидетель А.П. (в целях обеспечения безопасности свидетеля персональные данные этого лица не раскрываются) сообщил, что 1 января 2023 года был задержан по подозрению в незаконном наркообороте и дал показания, что приобрел гашиш у Абдукаххора Розикова. После этого сотрудники милиции на трех автомобилях в полночь 3 января выехали к дому Розиковых. Ворвавшись в дом, они произвели обыск, нашли 2 грамма гашиша и доставили задержанного в здание зонального УМВД.
А.П. также заявил в суде о том, что во время опроса и очной ставки между Абдукаххором Розиковым и Зафаром Холовым произошла перепалка, и тогда тот вместе Шамшодом Шарифзода и Джамшедом Кароматовым обвязали ноги и руки Розикова скотчем, и затем стали бить задержанного и пропускать через него электрический ток. «После того, как у Розикова изо рта пошла пена, они перестали бить его, но тот уже был мертв» – заявил в суде А.П.
В июле все трое сотрудников милиции были приговорены к 14 годам заключения каждый. Они были признаны виновными в пытках Абдукаххора Розикова.
«Привлечение к ответственности милиционеров за пытки, придание гласности делу, в том числе публикация в СМИ, является важным для правоприменительной практики. Каждая жалоба о пытках должна расследоваться эффективно и виновные должны быть привлечены к ответственности за пытки, а не по схожим составам преступлений. В таких ситуациях жертва пыток и ее родственники находятся в морально сложной ситуации и не всегда могут правильно оценивать происходящую ситуацию, и поэтому им необходима помощь квалифицированных адвокатов и юристов», - отметил адвокат потерпевшего по части взыскания компенсации.
Мы связались с судьей по данному делу Одиназода Х.Н. и попытались получить комментарий о ходе судебного процесса, но он, выслушав вопросы, попросил перезвонить и больше на наши неоднократные звонки не ответил.
Компенсация: кто должен возмещать?
В январе 2024 года было подано исковое заявление в суд столичного района Сомони о взыскании компенсации морального вреда в размере 400 тысяч сомони с ответчика - МВД Таджикистана.
21 мая судья вынес решение о частичном удовлетворении иска Давлатмурода Розикова, обязав МВД выплатить компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч сомони. При этом суд ссылался на положения Гражданского кодекса о том, что «при определении размера возмещения вреда должны учитываться требования разумности и справедливости», а сотрудники МВД, представители ответчика, настаивали на том, что компенсацию за нанесенный ущерб должны выплачивать виновные сотрудники. В настоящее время решение о взыскании компенсации находится в процессе исполнения.
Между тем, по словам Гулчехры Холматовой, согласно Конвенции против пыток, государство, помимо обязательства обеспечения быстрого и беспристрастного расследования, должно обеспечить право жертве пыток получать возмещение и иметь подкрепляемое правовой санкцией право на справедливую и адекватную компенсацию.
«В таких кейсах часто возникает спор: почему ущерб должно возмещать МВД, а не сами виновные? Так как сотрудники правоохранительного ведомства являются представителями власти и государства, то за их действия во время выполнения служебных обязательств ответственность несет государство в лице соответствующих структур - в данном случае МВД», - подчеркнула она.
Несмотря на все доводы адвоката, кассационная жалоба истца осталась без удовлетворения.
«Дело Абдукаххора Розикова имеет важное значение для Коалиции против пыток и правозащитников Таджикистана: изначально государство не привлекло к ответственности сотрудников милиции за пытки, и квалифицировало их действия по статье превышение полномочий. Также этот кейс показателен тем, что адвокатам удалось добиться получения компенсации морального вреда», - сказала Гулчехра Холматова.
На дату публикации этого материала прошло более полутора лет со дня смерти Абдукаххора Розикова. Родственники психологически истощены, чтобы продолжать судебный спор с МВД страны, от которого требуют выплаты компенсации в полном объеме.
«Мой брат был невиновен. Он не сознавался в том, в чем его хотели уличить, и в течение более часа его пытали самым жестоким образом с целью получения признательных показаний. Брат не выдержал пыток и скончался», - сказал Давлатмурод Розиков.
У Абдукаххора остались двое несовершеннолетних детей, которые сейчас живут с бабушкой.
«Один из немногих случаев в судебной практике»
Тем временем, пытки остаются актуальной проблемой для Таджикистана. , но, по словам Матильды Богнер, региональной представительницы Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в Центральной Азии, за последние годы Таджикистан добился определенного прогресса в реализации Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.
«Приняты поправки в уголовный кодекс, также имеются единичные случаи привлечения к ответственности виновных в применении пыток. В частности, в 2023 году суд признал троих сотрудников милиции виновными в применении пыток в отношении Абдукаххора Розикова», - сказала она.
«Несколько спецдокладчиков ООН посетили Таджикистан и дали свои рекомендации, в том числе о необходимости совершенствования законодательства по предотвращению пыток и жестокого обращения, разработки эффективных правовых и институциональных механизмов для расследования заявлений о пытках, оказания правовой защиты для жертв и обеспечения привлечения к ответственности лиц, виновных в применении пыток», - подчеркнула Богнер.
В целом, как сообщил Нурмахмад Халилов, руководитель Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане, Коалиция добилась многих положительных изменений в законодательстве Таджикистана, в том числе и связанных с эффективным рассмотрением уголовных дел, направленных на предотвращение насилия по отношению к задержанным.
«К сожалению, на практике некоторые сотрудники органов правопорядка все еще прибегают к применению пыток для получения признательных показаний. И кейс Розикова можно рассматривать как один из немногих случаев в судебной практике, когда виновные понесли наказание. Соответственно необходимо и дальше предпринимать меры по повышению эффективности расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с пытками», - подчеркнул он.