Два офицера и солдат признаны виновными в гибели Эхсона Элчибекова

Военный суд душанбинского гарнизона отправил за решетку солдата срочной службы Сайёджона Асоева и офицеров Изатулло Ахмадова и Саймахмада Саадуллоева – они признаны виновными в гибели рядового Эхсона Элчибекова.

Судья Наджмиддин Лоикзода 21 апреля сообщил, что Сайёджон Асоев приговорен к 12,5 годам лишения свободы. Офицеры Ахмадов и Саадуллоев проведут за решеткой один год.

Все обвиняемые в последнем слове признали свою вину, но выразили сожаление по поводу трагедии. Сайёджон Асоев просил прощение у родителей Эхсона - "Все ошибаются. Прошу Вас, простите меня!".

Тело 19-летнего солдата Эхсона Элчибекова было передано родителям в ночь с 20 на 21 февраля. По словам военкома ГБАО Шоназара Шамирова, солдат погиб еще 16 февраля, но из-за непогоды его тело было доставлено на родину, в село Багуи Рушанского района, через четыре дня. «Сослуживцы Эхсона на руках несли гроб до самого села, так как после обильного снегопада и из-за угрозы схода лавин движение транспорта по горным дорогам приостановлено, сказал Шоназар Шамиров.

Ранее утверждалось, что Эхсон Элчибеков был задушен в ходе драки со своим сослуживцем. На это настаивало и командование расположенной в столице воинской части.

Худоназар Элчибеков

Но Худоназар Элчибеков дядя погибшего солдата, в беседе с Радио Озоди сказал, что на затылке Эхсона были обнаружены раны, похожие на ножевые. Не верили в официальную версию гибели солдата и его односельчане - 27 февраля около 70 человек собрались у здания районной администрации в Рушане и потребовали справедливого расследования гибели Эхсона Элчибекова. После этого была создана комиссия по выяснению причин смерти Эхсона Элчибекова во главе с военным прокурором душанбинского гарнизона.

Спустя несколько дней после митинга у районной администрации Худоназар Элчибеков сообщил Радио Озоди, что по факту гибели его племянника арестованы солдат и два офицера. По словам нашего собеседника, солдату инкриминируется совершение преступлений, предусмотренные статьями 373 УК РТ (Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими) и 110 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть), а офицеров обвиняет по ст. 391 УК РТ (Злоупотребление властью или служебным положением),. Худоназар Элчибеков тогда сообщил, что родные Эхсона ознакомились с материалами уголовного дела и первоначальные выводы комиссии говорят о том, что Эхсон был убит в результате драки сослуживцем. ​

Худоназар Элчибеков в беседе с Радио Озоди 21 апреля заявил, что хотя семья Элчибековых не удовлетворена приговором военного суда, обжаловать его не намерена.

Хасан Асоев

Но Хасан Асоев, дядя Сайёджона Асоева, считает приговор военного суда слишком суровым. "У Сайёджона не было намерений убить Эхсона Элчибекова. Все произошло случайно, во время игры..", сказал он корреспонденту Радио Озоди. По его словам, Сайёджон мечтал о карьере военного и хотел поступить в военное училище, но трагедия перечеркнула все его планы.

Таджикские правозащитники заявляют, что власти страны не предпринимают необходимых мер для искоренения «дедовщины» в рядах армии. Хотя, некоторые отслужившие солдаты говорят, что в последнее время в военных частях строго следят за поведением солдат и сержантов и везде вывешены номера телефонов военной прокуратуры, чтобы пострадавший мог сообщить о произошедшем инциденте.

Несмотря на это, по словам правозащитников, новобранцы по-прежнему терпят побои и оскорбления, а офицеры в большинстве случаях стараются «не заметить» эти «мелочи». По мнению экспертов, неуставные отношения - побои и унижение солдат, являются главными причинами уклонения молодежи от службы в рядах таджикской армии.

Ozodi