К вопросу о ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и создание национального превентивного механизма в Республике Таджикистан

Ратификация Республикой Таджикистан Факультативного протокола к Конвенции против пыток (ФП к КПП) может стать еще одним важным шагом в деле предупреждения и эффективной борьбы с пытками. 

В далеком 1995 году Таджикистан ратифицировал Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП). В стране шла гражданская война и властям было не до реализации положений Конвенции и ратификации   Факультативного протокола к Конвенции против пыток (ФП). Лишь в 2005 году Таджикистан подготовил первый Национальный доклад о реализации Конвенции против пыток, рассмотрение которого в Комитете против пыток состоялось в ноябре 2006 года. По итогам Комитет принял Заключительные рекомендации в отношении Таджикистана, указав, что «государство-участник должно рассмотреть возможность подписания Факультативного Протокола к Конвенции».

В январе 2010 года по итогам рассмотрения второго периодического отчета Республики Таджикистан о ходе выполнения Конвенции о правах ребенка, Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Вопрос о необходимости присоединения Таджикистаном к Факультативному Протоколу к Конвенции против пыток также был поднят в 2011 году на заседании Совета ООН по правам человека по процедуре УПО (Универсальный периодический обзор). В 8-ми рекомендациях, в отношении Таджикистана было предложено ратифицировать Факультативный Протокол к Конвенции против пыток. И несмотря на то что, в своих соображениях в отношении выводов и рекомендаций по УПО Республикой Таджикистан было заявлено, что «в настоящее время государство не готово к ратификации ФПКПП в виду ограниченных финансово-экономических возможностей», в то же самое было заверено, что «РТ будет и в дальнейшем рассматривать вопрос о возможности ратификации ФПКПП».

Специальный докладчик ООН против пыток Хуан Мендес, который посетил Таджикистан в мае 2012 года, порекомендовал Таджикистану «принять конкретные меры для ускорения процесса ратификации Факультативного протокола к Конвенции против пыток, а затем создать эффективный национальный превентивный механизм и обеспечить бюджетные ассигнования для оснащения механизма человеческими и иными ресурсами, достаточными для того, чтобы посещать все места содержания под стражей регулярно, принимать жалобы, возбуждать уголовное преследование и наблюдать за ними вплоть до окончательного решения по делу».

Он еще раз посетил Таджикистан в феврале 2014 года и тогда выразил сожаление, что правительство до сих пор не ратифицировало Факультативный протокол к Конвенции против пыток (ФП-КПП) и не создало Национальный превентивный механизм (НПМ) или подобный институт. Специальный докладчик напомнил правительству, что обязательство по предупреждению пыток и жестокого обращения является обязательством по своему собственному праву и для обеспечения соблюдения Конвенции должны быть приняты соответствующие превентивные меры. Специальный докладчик твердо убежден в том, что Таджикистан извлечет большую пользу от ратификации Факультативного протокола и от создания независимого превентивного института мониторинга. Специальный докладчик призывал правительство взаимодействовать с Подкомитетом Организации Объединенных Наций по предупреждению пыток (ППП), который имеет большой опыт работы в оказании помощи правительствам в выполнении их обязательств по предотвращению пыток еще до ратификации Факультативного протокола. Он настаивает на том, что Факультативный протокол может и должен быть ратифицирован, несмотря на финансовые трудности и ограниченные инвестиции со стороны правительства, и что условия, необходимые для ратификации Протокола, такие как План действий и активное гражданское общество, уже существуют в государстве.

Этот вопрос в дальнейшем поднимался на всех заседаниях Совета ООН по правам человека по процедуре УПО. В заключительном документе Рабочей группы по УПО, опубликованном 6 января 2022 года, в 10-и рекомендациях Таджикистану было вновь предложено ратифицировать Факультативный Протокол к Конвенции против пыток. И если ранее Таджикистан заявлял, что страна «будет и в дальнейшем рассматривать вопрос о возможности ратификации ФПКПП», то затем, таких заверений уже не было на основании того, что «страна принимает все необходимые меры для эффективной борьбы против пыток и жестокого обращения, особенно в местах содержания под стражей. С целью обеспечения функционирования системы превентивных посещений при Уполномоченном по правам человека создана постоянно действующая мониторинговая группа из числа представителей государственных органов и неправительственных правозащитных организаций».

Напомним, что эта группа была создана в Таджикистане еще в 2013 году по инициативе Уполномоченного по правам человека. Названа она была Рабочей группой по посещению и мониторингу закрытых учреждений, но основной задачей ее было изучение возможности ратификации ФК к КПП. В состав Рабочей группы вошли  представители Уполномоченного по правам человека, Парламента, Исполнительного аппарата Президента РТ, прокуратуры и судебных органов, а также представителей академических кругов и гражданского общества. В 2020 году состав Рабочей группы был полностью обновлен. В рамках деятельности Рабочей группы создана группа по мониторингу мест лишения и ограничения свободы из числа представителей Аппарата Уполномоченного по правам человека и институтов гражданского общества. Члены Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности являются постоянными членами рабочей группы и мониторинговой группы.

Отметим, что Комитет по правам человека ООН еще в 2017 году выразил обеспокоенность сообщениями о том, что мониторинговая группа имеет доступ не ко всем местам содержания под стражей в государстве-участнике и что Группе не был предоставлен доступ к определенным задержанным для отслеживания жалоб на применение пыток или жестокого обращения, представленных Группе задержанными лицами или их родственниками. Комитет также выразил обеспокоенность тем, что неправительственным организациям не разрешается осуществлять мониторинг мест лишения свободы независимо от мониторинговой группы, и что Международный комитет Красного Креста не имеет доступа в места содержания под стражей.

С тех пор Таджикистан ведет дискуссии о необходимости ратификации ФП к КПП и внедрения системы НПМ (Национального превентивного механизма). Ведь ратификация Республикой Таджикистан ФП к КПП могла бы стать еще одним важным шагом в деле предупреждения и эффективной борьбы с пытками.

О необходимости ратификации ФП к КПП и внедрения системы НПМ говорилось и в формате ОБСЕ. В ходе тематической встречи предотвращению пыток в рамках обязательств государств участников ОБСЕ по человеческому измерению были приняты рекомендации всем государствам-участникам, в том числе и Таджикистану:

·                            Ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток (ФП-КПП) и создать НПМ, в соответствии с требованиями ФПКПП. Мандат, полномочия и независимость созданных НПМ должны быть закреплены в национальном законодательстве.

·                            Обеспечить полное продолжающееся сотрудничество и диалог правительства с НПМ и Подкомитетом ООН по предупреждению пыток (ППП) для достижения прогрессивных изменений в политике содержания под стражей и практики, а также способности НПМ по осуществлению их мандата по предотвращению пыток.

·                            Обеспечить беспрепятственный и немедленный доступ ко всем местам содержания под стражей, где люди могут быть лишены свободы, будь то управляемые государственными или частными учреждениями. Информация о лицах, входящих в НПМ и их мандате, должна быть доступна для всех должностных лиц, ответственных за места лишения свободы.

·                            Обеспечить финансовую независимость НПМ для осуществления ими эффективной деятельности, включая предоставления НПМ адекватных финансовых ресурсов и обособление их бюджета, если они являются частью большого бюджета. 

·                            Совершенствовать знания сотрудников органов лишения свободы и лиц, лишенных свободы об НПМ и их превентивном мандате и предотвращении пыток, в общем, в том числе путем проведения семинаров и тренингов. 

·                            Систематически публиковать годовые отчеты НПМ и отчеты по результатам миссий в страны Подкомитета ООН по предупреждению пыток и прикладывать усилия для их перевода и доступности на национальном языке (языках) как можно скорее.

·                            Обеспечить, чтобы национальное законодательство требовало от властей реагировать на рекомендации НПМ и создать эффективный механизм, состоящий из соответствующих государственных органов, международных организаций, экспертов гражданского общества и НПМ для отслеживания выполнения рекомендаций НПМ и других органов, осуществляющих мониторинг.

·                            Собирать и публиковать данные о составе содержащегося под стражей населения, в том числе лиц с особыми потребностями и характеристиками для того, чтобы предпринять действия для уменьшения риска пыток и других видов жестокого обращения.

·                            Определить приоритетность изменения культуры полицейской деятельности на основе проведения непрерывной профессиональной подготовки сотрудников полиции. Государства должны обеспечить подотчетность всех рядов правоохранительных органов, в том числе путем принятия мер в ответ на обвинения и осуждения пыток и жестокого обращения.

NoTorture.Tj