Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Прокурор Вахшского района Юсуфджон Юсуфзода прокомментировал факт смерти Низомуддина Хомидова, который 1 апреля, по словам прокурора, повесил себя в ИВС ОМВД Вахшского района, а также заявление отца покойного Джунайдулло Хомидова в СМИ.
«Последние события в Вахшском районе стали известны всем через СМИ. Есть видеозапись 61-летнего Джунайдулло Хомидова, который сообщил о смерти своего сына Низомиддина Хомидова. В информации приведены факты будто весь процесс задержания Низомиддина Хомидова является незаконным и будто бы, по словам Дж. Хамидова, его сын был задержан по подозрению в краже в ночь с 30 на 31 марта. Необходимо подчеркнуть, что не было необходимости и оснований проводить обыск в доме 61-летнего Джунайдулло Хомидова. Лично он сам предъявил сотрудникам милиции те вещи, так называемую «вандамку» - одежду с капюшоном, в которую был одет при совершении кражи его сын. Необходимо отметить, что по записи видеокамер, установленных в магазине «Тавхид», он был замечен именно в одежде, которую передал сотрудникам милиции Джунайдулло Хамидов. Молодой человек был задержан при совершении кражи на месте совершения преступления в магазине «Кайхон». В этом магазине он украл 1 кожаную куртку, 1 спортивную футболку и 1 пару летней обуви на сумму более 1 тыс. сомони. Кроме этого, есть доказательства того, что Низомиддином Хомидовым была совершена кража наличных денег в размере 1 тыс. 840 сомони в другой торговой точке. Также он взломал двери магазина по продаже автозапчастей, но так как за дверями были железные решетки, Н.Хомидов не смог попасть внутрь магазина. В отношении Хомидова 31 марта было возбужденно уголовное дело по трем эпизодам ст. 244 ч. 2 (Кража) УК РТ. И все следственные действия был проведены в рамках УПК РТ.
Н. Хомидов находился на учете областного наркологического диспансера и под наблюдением нарколога в центральной районной поликлинике. Все сказанное подтверждается соответствующими документами медицинских учреждений. Об этом знает и его отец Джунайдулло Хомидов. Также, по подтвержденным данным, Н.Хомидов ежедневно употреблял спиртные напитки, что также подтверждается соответствующими заключениями медиков.
Дж. Хомидов заявляет, что труп сына был выброшен в коридоре ОМВД и якобы убили его ночью. Все эти заявления не имеют под собой оснований. Я лично поручил, чтобы отца и родных покойного пустили на процесс наружного осмотра трупа. Одежду с покойного снял эксперт с помощью его же родных. Когда мы пропустили их к умершему, труп был еще теплый. Дж. Хомидов участвовал в этом осмотре, осмотре места происшествия и во время вскрытия трупа.
Более того, у нас есть видеозапись, на которой отец Н. Хомидова, когда его пропустили в ОМВД к сыну, в присутствии родных и сотрудников органов внутренних дел заявил сыну, что он сколько раз выгонял его из дома из-за его пристрастия к алкоголю и наркотикам, мол они до хорошего не доведут.
При наружном осмотре трупа не обнаружено телесных повреждений, кроме странгуляционной борозды и трупных пятен. Факт самоповешения Н. Хомидова должна установить судебно -физикотехническая экспертиза.
Однако прокуратура Вахшского района в тот же день возбудила уголовное дело в отношении дежурного ИВС ОМВД Вахшского района Зайниддина Назриева по ст. 322 ч. 2 (Халатность) УК РТ. Если в ходе осмотра трупа эксперты выявили бы следы побоев и насильственной смерти, мы бы возбудили уголовное дело по факту пыток, а не по статье «халатность». Я передал уголовное дело для проведения предварительного расследования в прокуратуру области», - отметил прокурор.
Корреспонденту «АП» удалось побеседовать с экспертами Центра судмедэкспертизы Хатлонской области, которые провели наружный осмотр тела Н. Хомидова.
Один из судмедэкспертов Рахматулло Мудинов отметил, что 1 апреля он по вызову выехал в ОМВД Вахшского района. «В ОМВД я провел наружный осмотр тела Низомидина Хомидова. Хочу отметить, что осмотр проводили в присутствии родных покойного, в том числе его отца. При осмотре тела в верхней части шеи покойного были обнаружены следы странгуляционной борозды от майки, на которой повесился покойный. На теле не обнаружено никаких следов от побоев. Те следы, которые видны на фото покойного, есть ничто иное как трупные пятна. Когда тело сняли и положили на спину, кровь собралась на задней части покойного. Если не сняли бы тело, эти следы появились бы на ногах покойного. Это обычные следы для трупа. После наружного осмотра трупа я попросил свою коллегу провести вскрытие», - добавил эксперт.
Косимджон Эсанов, его коллега, который участвовал в процедуре вскрытия трупа в морге областной больницы №1, отметил, что в ходе вскрытия не обнаружено следов побоев и тяжких телесных повреждений.
«Мы проверили каждое ребро покойного - все ребра были целы, не сломаны. Хочу отметить, что в ходе вскрытия трупа участвовал отец покойного и четверо судмедэкспертов республиканского центра судмедэкспертизы - Зухуров, Ганиев, Шарипов и Азимов», - отметил он.