Прокурорская проверка по факту смерти жителя Турсунзаде в СИЗО Худжанда затянулась

Адвокат скончавшегося в СИЗО города Худжанда 37-летнего Уктамджона Игамова сообщает о затянувшейся проверке данного факта со стороны прокуратуры.

Напомним, что в этом закрытом учреждении 2 июня 2016 года, предположительно, в результате жестокого обращения со стороны правоохранительных органов скончался 37-летний житель Турсунзаде Уктамджон Игамов, который болел острой формой гепатита В.

Адвокат Дилафруз Самадова, которая подключилась к данному делу 31 мая и услуги которой предоставлены  общественной организацией «Независимый центр защиты прав человека», являющейся членом Коалицией НПО против пыток, сообщила, что ее подзащитный был задержан 19 мая 2016 по обвинению в совершении преступления экстремистского характера.

28 мая он был переведен из ИВС ГКНБ Согдийской области в СИЗО Худжанда, откуда 2 июня в бессознательном состоянии поступил в реанимацию областной больницы, где в тот же день скончался.

Причиной смерти, по словам врачей, стало кровотечение пищевода и отказ печени.

Дилафруз Самадова отметила, что Уктамджон Игамов болел гепатитом В с переходом в цирроз печени, нуждался в постоянном приёме лекарственных препаратов и диетическом специальном питании.

«Суду при выборе меры пресечения в виде ареста необходимо было учесть состояние здоровья моего подзащитного и отказать в его аресте. Однако обвиняемый был переведен в СИЗО Худжанда, следствие велось со стороны управления ГКНБ в Согдийской области. Игамову не была обеспечена необходимая медицинская помощь. В ходе свидания со своим подзащитным я заметила, что он находился в тяжелом состоянии. Еле ходил, правая нога была вся в отёках. Я незамедлительно предоставила ходатайство о немедленном обследовании и лечении Игамова, однако было уже поздно», - говорит Самадова.

После смерти своего подзащитного адвокат заявила ходатайство в областную прокуратуру о проверке и выяснении причины смерти Игамова, о причинах не предоставления ему  необходимой медицинской  помощи в следственном изоляторе ЯТ 9/2, выяснении причин телесных повреждений, которые адвокат зафиксировала в ходе свидания со своим подзащитным в  следственном изоляторе.

«Ходатайство также было заявлено в центр судебно-медицинской экспертизы Согдийской области о предоставлении копии заключения экспертизы. Однако до сегодняшнего дня я не получила ответа на свои ходатайства от перечисленных структур», - говорит Самадова.

17 июня адвокат предоставила напоминание в Генеральную прокуратуру страны, с копией в прокуратуру Согдийской области, с просьбой о том, чтобы предоставить ей и членам семьи У. Игамова информацию о результатах проверки по факту смерти ее подзащитного.

«Согласно действующему законодательству Республики Таджикистан решение по сообщениям о преступлениях должно быть принято в срок не более трех суток со дня получения заявления и сообщения. В некоторых случаях этот срок может быть продлен прокурором до десяти суток. На сегодняшний день мы ожидаем сообщения о принятом решении по  результатам проверки от органов прокуратуры. Со дня смерти Игамова прошло 25 дней, однако до сих пор мы не получили никакой информации о результатах проверки», - говорит адвокат. 

В Генеральной прокуратуре, куда мы обратились за разъяснениями в пятницу, 24 июня, заверили, что обязательно выяснят причины затянувшейся проверки факта смерти У. Игамова и записали все подробности произошедшего, но пока мы также не получили ответа.   

NoTorture.Tj