СТРАНЫ ЦА: КАК СОБЛЮДАЕТСЯ ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ?

Общественная организация «Независимый центр по защите прав человека» в рамках общественной деятельности совместно с восемью неправительственными организациями Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана в период пандемии подготовила обзорный отчет «COVID-19 и право на жилище».

В нем говорится о мерах, принятых правительствами и неправительственными организациями этих стран в области права на достаточное жилище, жилищных прав и смежных сфер для решения проблем, вызванных пандемией COVID-19 в этих четырех странах региона в качестве доклада Специальному докладчику ООН по праву на достаточное жилище Балакришнану Раджагопалу.

Данный обзорный отчет подготовлен координатором Центрально-Азиатской Сети по праву на достаточное жилище Шоирой Давлатовой (ОО «Независимый центр по защите прав человека») в сотрудничестве с представителями правозащитных организаций Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана - членами Центрально-Азиатской Сети по праву на достаточное жилище: Фондом развития парламентаризма в Казахстане (Астана, Казахстан), ОФ «Наше право» (Бишкек, Кыргызстан), ошским филиалом ОО «МЦ Интербилим» (Ош, Кыргызстан), ОО «Независимый центр по защите прав человека» (Душанбе, Таджикистан), ОО «Ассоциация юристов Памира» (ГБАО, Таджикистан), ОО «Хукукшиносон» (РРП, Таджикистан), ОО «Институт демократии и прав человека» (Ташкент, Узбекистан), ННО «Гуманитарный правовой центр» (Бухара, Узбекистан).

Организациям-участникам мониторинга предлагалось ответить на шесть основных вопросов относительно ситуации с соблюдением прав на достаточное жилище в их странах в период пандемии коронавируса COVID-19.

Забегая вперед, заметим, что согласно проведенному исследованию ни в одной из четырех стран Центрально-Азиатского региона официального запрета на выселение в период пандемии коронавируса объявлено не было. Также в этих странах не ведется статистика по выселениям. Люди, живущие в арендном жилье, во всех странах региона не получили поддержки во время пандемии коронавируса. Наряду с этим в этих Центрально-Азиатских государствах на официальном уровне не признается проблема бездомности, и ими вообще не предоставлялось жилье. Авторы мониторинга из четырех государств региона приводят случаи из своей правозащитной практики и факты по защите жилищных прав во время пандемии COVID-19 и указывают на необходимость принятия безотлагательных мер по защите права на достаточное жилище в каждой стране региона на государственном уровне.

Казахстан

В этой стране, по мнению авторов отчета, во время пандемии люди, лишившиеся доходов, выселялись из частного арендного жилья. На этом фоне возросло количество групп в Facebook в защиту пострадавших. Гражданским обществом были объявлены сборы денежных средств в сети Интернет для помощи социально-уязвимым слоям населения или лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Правозащитники Казахстана указывают, что официального запрета на выселение не было объявлено.

Также, как и в других странах региона, в Казахстане статистика по выселениям не ведётся. Люди, живущие в арендном жилье, не получили поддержки во время пандемии коронавируса.

Относительно доступа к коммунальным услугам авторы мониторинга указывают на вышедший 18 апреля 2020 года приказ министра индустрии и инфраструктурного развития “Об утверждении Правил возмещения платежей населения по оплате коммунальных услуг в режиме чрезвычайного положения в Республике Казахстан”, в котором указаны категории граждан, имеющих право на возмещение средств за оплату коммунальных услуг. На период чрезвычайного положения (16 марта 2020 г. - 11 мая 2020 г.) всем гражданам Казахстана предоставлялась отсрочка по коммунальным платежам.

О финансовых мерах по предотвращению потери жилья в случае несостоятельности оплаты аренды за нее или оплаты ипотечного кредита в Казахстане, авторы приводят, что в этой стране предусмотрено получение отсрочки по ипотеке, но с согласия банка. Сумма на время отсрочки распределена на оставшиеся месяцы займа. Соответственно, долговая нагрузка увеличилась.

Мер по защите лиц, проживающих в неформальных поселениях, лагерях беженцев или ВПЛ, или в ситуации перенаселенности в Казахстане приняты не были. Также не были приняты меры по обеспечению права на жилье трудовых мигрантов. Мало того, внутренние мигранты потеряли работу и лишились жилья, предоставленного работодателями. С 22 марта 2020 года были введены блокпосты между населенными пунктами республиканского значения и, не имея возможности возвращения в свои дома, они оказались бездомными. В результате этого бездомных принудительно перемещали (вывозили) за город, за возведенные блокпосты, чтобы исключить их нахождение в городах. Центры социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства (бездомных), были переполнены во время пандемии. Авторы указывают, со ссылкой на местные СМИ, что бездомных в палаточном городке избивали и морили голодом, а полиция, в свою очередь, отрицает насилие над бездомными.

Кыргызстан

Кыргызстанские правозащитники сообщают, что правительство этой страны не запретило выселение во время пандемии - правительство не объявило об этом ни в устной форме, ни путем принятия какого-либо нормативного акта. Поэтому формально выселение (в том числе из временного арендного жилья) могло иметь место из-за отсутствия официального запрета. Они указывают на невозможность отслеживания ситуации из-за отсутствия официальных данных по практике выселения при пандемии COVID-19. Авторы обеспокоены ситуацией на неформальном рынке аренды жилья, на котором стороны избегают договорных обязательств. Приводя случай из своей практики, авторы указывают на существование проблемы с правом на достаточное жильё во время пандемии. А правительство, в свою очередь, не предприняло никаких мер для смягчения или решения этой проблемы.

 Относительно доступа к коммунальным услугам в Кыргызстане авторы сообщают, что правительство не приняло никакого нормативного акта, который бы обязывал поставщиков коммунальных услуг перенести оплату коммунальных услуг населением на период после окончания пандемии. Но 4 апреля, указывают кыргызстанские правозащитники, вице-премьер страны сделал устное заявление о том, что ни одно домохозяйство в Кыргызстане не будет лишено коммунальных услуг в течение следующих трех месяцев за неуплату и призвал не взымать штрафы по задержке оплаты. Так, поставщики коммунальных услуг в этой стране выполнили обещание вице-премьера и не лишают домохозяйства доступа к коммунальным услугам.

О финансовых мерах по предотвращению потери жилья в случае несостоятельности оплаты аренды за нее или оплаты ипотечного кредита в Кыргызстане, авторы сообщают, что согласно указу Центробанка КР от 19 марта все банки и финансовые учреждения должны отложить выплату процентов по кредитам и ипотекам на три месяца для предпринимателей и коммерческих организаций. На практике многие национальные банки пошли навстречу своим клиентам и продлили сроки их ипотечных и регулярных платежей по кредитам.

Относительно мер по арендной плате, правозащитники сообщают, что со стороны правительства не было принято каких-либо мер.

Вся поддержка, оказываемая государством во время пандемии, в основном, сводилась к предоставлению и распределению гуманитарной помощи среди уязвимых слоев населения. Гуманитарная помощь оказывалась в виде продуктовых наборов. Правительство Кыргызстана не предоставило бездомным никакого жилья вообще.

Местные же власти обратились к организациям, предоставляющим приюты для бездомных, с просьбой открыть свои приюты на время чрезвычайного положения для всех бездомных. Сами местные власти обеспечивали приюты продовольствием.

Авторы пишут, что с начала пандемии коронавируса в Кыргызстане наблюдался рост числа случаев домашнего насилия. Правозащитники приводят статистику по домашнему насилию, рассказывают об опыте работы кризисных центров и финансировании международными организациями.

Правозащитники Кыргызстана также рассказывают о своем опыте использования в своей работе рекомендаций по COVID-19, разработанных бывшим Специальным докладчиком ООН по праву на достаточное жилище Лейлани Фарха и перечисляют свои дополнительные рекомендации для защиты права на достаточное жилище во время пандемии и после нее.

Таджикистан

Правозащитники Таджикистана, рассказывая о ситуации с правом на достаточное жилище в период пандемии коронавируса указывают, что Таджикистан на уровне правительства последним в Центральной Азии (30 апреля 2020 года) объявил о выявленных случаях Covid-19. С того момента было принято несколько государственных мер. Тем не менее, как и в соседних государствах по региону, не было принято решение о запрете выселения во время пандемии Covid-19. Таджикские правозащитники приводят случай из своей практики, связанный с насильственным выселением женщины в городе Душанбе и предпринятых мерах по защите ее прав.

Относительно доступа к коммунальным услугам, таджикские правозащитники указывают, что отключение доступа к питьевой воде является одним из самых проблемных вопросов, с которыми люди сталкиваются летом, и эта проблема не всегда связана с невозможностью оплаты. Авторы приводят случаи отключения подачи питьевой воды на пять суток и отсутствия договоров с коммунальными предприятиями жильцов новостроек. Указывая на дополнительные правовые и финансовые меры поддержки населения, авторы приводят пример об объявлении президентом страны 5 июня 2020 года отсрочки повышения тарифов на электроэнергию, воду, ирригацию, связь и коммунальные услуги с целью снижения себестоимости продукции предприятий, предотвращения роста цен на отечественную продукцию и уровня инфляции до конца 2020 года. Авторы также приводят в пример объявленные президентом страны налоговые каникулы по уплате налога на недвижимость с 1 мая до 1 сентября 2020 года. Авторы указывают, что в Таджикистане банки продолжают запрашивать у населения ипотечный кредит или любой другой вид кредита, что, по их мнению, может привести к потере дома из-за невозможности погашения кредита.

Правозащитники Таджикистана в части принятия мер по предоставлению безопасного жилья бездомным сообщают, что в Таджикистане государство не признает проблему бездомных и соответственно не предпринимает никаких шагов для решения этой проблемы.

Узбекистан

Правозащитники Узбекистана указывают, что правительство этой страны не объявляло о запрете на выселение во время пандемии. Но в каждом регионе были изданы устные распоряжения хокимов (глава местной администрации в РУз- ред.) о приостановке выселений в условиях пандемии и на время карантина. Несмотря на это, указывают авторы, только в Бухаре было приостановлено искусственное доведение до выселения для 16 семей.

Относительно доступа к коммунальным услугам, авторы ссылаются на постановление правительства Узбекистана от 23 марта 2020 года «О дополнительных мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции», согласно которому потребителей не будут лишать коммунальных услуг за долги, для поддержки населения в период пандемии не будут начисляться штрафы и пеня за несвоевременную оплату.

Указывая на меры по защите лиц, проживающих в неформальных поселениях, лагерях беженцев или ВПЛ, или в ситуации перенаселенности, правозащитники приводят результаты своего исследования, согласно которому они насчитали 12 тысяч граждан Узбекистана, проживающих на нейтральной полосе в неформальных поселениях. Это число при повторных наблюдениях сократилось до 2 тысяч человек. В Узбекистане, как и во всех странах региона, не были приняты меры по обеспечению права на жилье трудовых мигрантов.

Авторы исследования сообщают, что в Узбекистане, как и в соседних странах по региону, власти не признают существование проблемы бездомности на государственном уровне.

Публикации, подготовленные в сотрудничестве с представителями гражданского общества:

СЕТЬ ЦА ПО ПРАВУ НА ДОСТАТОЧНОЕ ЖИЛИЩЕ ПРИЗЫВАЕТ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВА НА ДОСТАТОЧНОЕ ЖИЛИЩЕ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID -2019[1]

«В связи с ситуацией, когда пандемия COVID-19 распространилась почти по всем странам мира, население Центральной Азии также крайне обеспокоено эпидемиологической ситуацией. Для того, чтобы предотвратить распространение COVID-19, правительства стран мира выступают с призывом "оставайтесь дома". Но выполнить данный призыв невозможно, когда люди находятся под угрозой выселения из жилища, в котором они проживают. Так, жилище стало главным средством защиты от коронавируса, поскольку правительства рассчитывают сдержать распространение нового коронавируса за счет того, что население будет оставаться дома. Мы также обеспокоены положением бездомных, а также тех, у кого нет доступа к безопасной для здоровья питьевой воде и к базовым средствам санитарии, что, в свою очередь, может создать ситуацию, способствующую распространению вируса», - отмечается в письме адресованное правительствам стран ЦА.

ЛЕЙЛАНИ ФАРХА: «ВЫСЕЛЕНИЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ РЕКОМЕНДАЦИИ "ОСТАВАЙТЕСЬ ДОМА"[2]

«Перед лицом этой пандемии выселение из вашего дома является потенциальным смертным приговором. Право на достаточное жилище не подлежит отмене в чрезвычайных ситуациях», - говорит она в своем видеообращении.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: COVID-19 И ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ[3]

Сеть Центральной Азии по праву на достаточное жилище подготовила обзорный отчет о положении с правом на достаточное жилище в Центральной Азии во время пандемии COVID-19 для предоставления информации по этому вопросу Специальному докладчику ООН по праву на достаточное жилище.

Гражданское общество Таджикистана предлагает Минздраву сотрудничество в борьбе с COVID-19[4]

Представители Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане и Сеть женщин с инвалидностью в Таджикистане выразили готовность сотрудничать с Министерством здравоохранения и социальной защиты населения РТ в целях предотвращения распространения коронавируса.

Коалиция против пыток призывает к соблюдению прав заключенных в условиях ограничений в рамках борьбы с COVID-19[5]

Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане призывает к соблюдению прав заключенных в условиях ограничений, принимаемых властями в рамках борьбы с угрозой коронавируса.

Минздрав ответил на запрос Коалиции: эпидемиологическая ситуация в стране относительно спокойная[6]

Министерство здравоохранения и соцзащиты населения Таджикистана ответило на запрос Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в РТ, которая попросила внести ясность в ситуацию с распространением коронавируса в стране и мерами, принимаемыми по профилактике и предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Гражданское общество Таджикистана призвало МИД помочь таджикским мигрантам, оказавшимся в период пандемии за пределами страны[7]

Организации гражданского общества Таджикистана обеспокоены положением трудящихся-мигрантов – граждан Республики Таджикистан, которые остались за пределами страны в период пандемии COVID-19 и обратились с письмом к Министерству иностранных дел Республики Таджикистан с просьбой оказать поддержку соотечественникам.

Обращение организаций гражданского общества к ВОЗ[8]

Организации гражданского общества Таджикистана обратились с письмом в представительство Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в РТ в связи с обеспокоенностью населения эпидемиологической ситуацией в стране, и просят принять во внимание их рекомендации.

Ichrptj.org