Таджикистан: Амриддин Аловатшоев находится под риском применения пыток

Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане и Международное партнерство по правам человека (МППЧ) выражают озабоченность относительно того, что 44-летний житель Рошткалинского района Горно- Бадахшанской области (ГБАО) Таджикистана Амриддин Аловатшоев может находиться под реальной угрозой применения пыток и жестокого обращения, а также несправедливого судебного разбирательства и других нарушений прав человека после его принудительного возвращения в Таджикистан из Российской Федерации в январе 2022 года.

Согласно имеющейся информации, Аловатшоев был подвергнут произвольному задержанию на территории Российской Федерации и принудительно возвращен в Таджикистан после участия в акции протеста около посольства Таджикистана в г.

Москве в ноябре 2021 года.

2 февраля 2022 г. Генеральный прокурор Республики Таджикистан Юсуф Рахмон подтвердил, что Аловатшоев был экстрадирован из России по запросу таджикских властей в связи с возбужденным против него уголовным делом[1]. При этом, не было представлено дополнительной информации. В тот же день в ходе пресс-конференции Шоди Хафиззода, начальник Управления по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел, сообщил, что в отношении Аловатшоева было возбуждено уголовное дело по факту захвата заложника и ряда других преступлений.

По сообщениям СМИ, родственники Аловатшоева, проживающие в ГБАО, последний раз получали от него известия 11 января 2022 года. По словам его жены, Софии Мунимшоевой[2], в настоящее время его номер телефона недоступен. Лица, задержанные вместе с Аловатшоевым в российском городе Белгород и которые впоследствии были освобождены, также утверждают, что они не видели Аловатшоева с 11 января.

По сообщениям СМИ, неизвестные вооруженные лица преследовали Аловатшоева с тех пор, как около 1000 человек из ГБАО собрались у посольства Таджикистана в Москве в ноябре в знак протеста против гибели жителя ГБАО Гулбиддина Зиёбекова во время специальной операции сил безопасности Таджикистана. Аловатшоев выступил в качестве переговорщика между протестующими и послом Таджикистана в Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на неоднократные сообщения СМИ об исчезновении Аловатшоева, в период с 11 января по 2 февраля 2022 г., власти Таджикистана не представили никакой информации о его задержании или местонахождении. На момент подготовки настоящего заявления отсутствует информация о местонахождении Аловатшоева, со стороны какого ведомства он был задержан, и на основании каких преступлений ему было предъявлено обвинение. Также неизвестно, имеет ли он доступ к юридической помощи.

Международные стандарты устанавливают, что «содержание под стражей без связи с внешним миром, в результате которого задержанные полностью оказываются вне защиты закона, является явно выраженной формой произвольного задержания», которое нарушает право человека «на признание его правосубъектности в соответствии со статьей 16» Международного пакта о гражданских и политических правах и «в значительной степени способствует применению пыток». [3]

В период содержания под стражей без связи с внешним миром Аловатшоев находится под высоким риском быть подвергнутым пыткам или другим формам жестокого обращения, и мы настоятельно призываем власти сообщить о его местонахождении и состоянии здоровья, и предоставить ему незамедлительный и беспрепятственный доступ к адвокату и возможность связаться со своими родственниками.

[3] Мнения, принятые Рабочей группой по произвольным задержаниям на ее семьдесят девятой сессии, 21-25 августа

2017 года, https://www.ohchr.org/Documents/Issues/Detention/Opinions/Session79/A_HR...

NoTorture.Tj