Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Насрулло Одинаев, житель города Куляба, который был осужден по обвинению в мошенничестве, пожаловался на то, что при задержании сотрудники милиции применили в его отношении пытки.
“7 августа я находился в Муминабадском районе. Мне позвонил мой однокурсник Амирджон, который работает в ОМВД города Куляба, и попросил меня прийти к нему домой. Когда я пришел к нему домой, он отвез меня в ОМВД. Там заместитель начальника и трое следователей заявили мне, что я обвиняюсь в незаконной продаже земельных участков и потребовали от меня признаться в том, что в этих земельных сделках мне помог “Раис Фахриддин” Фахриддин. Когда я сказал им, что я продал свой собственный земельный участок на законном основании и наш договор в установленном законом порядке был зарегистрирован в государственном нотариусе, они избили меня. Они требовали от меня только одно: дать показания, что “Раис Фахриддин” причастен к продаже земельного участка. Один из них, сняв свой ботинок, ударил им мне по голове. Другие сотрудники били меня кулаками. При очной ставке с предполагаемыми жертвами начальник следственного отдела сказал своим сотрудникам, чтобы они записали процесс очной ставки на камеру. Но они не выполнили данное поручение. Обманув меня, они сняли с меня отпечатки пальцев и повесили на меня обвинения в преступлении, к которому я не был причастен”, – говорит Насрулло.
По его словам, он подал иск в областную прокуратуру и Генеральную прокуратуру страны с жалобой на неправомерные действия сотрудников милиции. Прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела, мотивируя свое решение тем, что приведенные доводы гражданина не нашли своего подтверждения.
“Когда меня перевели в изолятор временного содержания города Куляба, медицинский работник этого закрытого учреждения несколько дней лечил меня. К сожалению, я не знаю, каким образом прокурор провел проверку по моему исковому заявлению, ведь он ни разу не встретился со мной”, – продолжил Насрулло.
Адвокат Рахмонали Раджабов считает, что в действиях его подзащитного нет ничего противозаконного, и уголовное дело в отношении него возбуждено незаконно.
“С самого начала я подал ходатайство, чтобы уголовное дело в отношении моего подзащитного было прекращено. К сожалению, данная просьба была отклонена следователем. В суде мы также отстаивали наши права и просили суд снять обвинения с Насрулло Одинаева. К сожалению, в отношении моего подзащитного суд вынес обвинительный приговор в соответствии с частью 4 статьи 247 (Мошенничество) УК РТ, и на основании закона РТ “Об амнистии” от 24 августа 2016 года его освободили из зала суда. Конечно, мы не согласны с приговором суда и намерены обжаловать его, так как в уголовном деле помимо заявлений пострадавших больше нет никаких фактов, доказывающих вину моего подзащитного. На основании одного заявления дело было направлено в суд”, - отметил адвокат.
Абдурахмон Шарипов, второй адвокат, подключившийся к данному делу, сказал, что со слов его подзащитного выясняется, что в отношении него применялись пытки и другие виды жестокого обращения, что стало причиной подачи искового заявления Одинаевым Н. в прокуратуру.
Прокуратура, рассмотрев заявление, отказала в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ОМВД города Куляба, обосновывая данное решение тем, что факты применения пыток не доказаны. “В процессе судебного рассмотрения данного дела мы повторно ходатайствовали о возбуждении уголовного дела по факту применения пыток. В итоге судом был назначен месячный срок, а наше заявление было направлено в городскую прокуратуру. По истечении одного месяца судом было объявлено, что в очередной раз прокуратура не выявила состав преступления в действиях сотрудников милиции”, - сказал Шарипов.
Адвокат Рахмонали Раджабов также добавил, что ранее следователем с его подзащитного было получено заявление о том, что он якобы не нуждается в услугах адвоката, а адвокаты не были приглашены на очную ставку с пострадавшим.
Адвокат Абдурахмон Шарипов, услуги которого предоставлены Коалицией гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане, отмечает, что в деле отсутствует даже протокол задержания.
“Хотя Одинаева привели в отделение внутренних дел 7 августа, заявления у пострадавших взяли 8 августа. Что это означает? Другой момент, который заставил нас засомневаться - это одновременное появление сразу трех пострадавших, в один день и в одно время”, – добавил адвокат.
Одна из пострадавших Анорби Асадуллаева рассказала, что приобрела земельный участок у Одинаева, который заверил ее, что после постройки дома тот оформит землю на имя женщины. “Но при проведении “рейда” и проверки моих документов сотрудники ОМВД сказали, что мои документы фальшивые, и что он обманул меня. После этого я заявила на него в милицию”, - рассказала Асадуллаева.
Наши обращения в ОМВД и прокуратуру города Куляба, а также в областную прокуратуру не дали результатов.
В прокуратуре города Куляба нам лишь сказали, что “судебное постановление по нашему иску поступило в городскую прокуратуру, и 5 января 2017 года мы отправили свои заключения в суд”. “Когда мы получили иск, то увидели, что областной прокуратурой уже была проведена проверка по данному делу, и мы отправили его заключение в суд. Иск был проверен сотрудником прокуратуры и была назначена судебно-медицинская экспертиза. В заключении судебно-медицинской экспертизы от 21 сентября 2016 года содержится, что на теле Одинаева Н. не выявлено следов побоев. На этом основании в возбуждении уголовного дела было отказано”, - сообщили в городской прокуратуре.
Заместитель прокурора Хатлонской области по Кулябскому региону Машрабзаде воздержался от беседы с нами, отметив лишь, что ни одно обращение граждан не остается без рассмотрения в городской прокуратуре.
Не сомневаемся в этом, но вопрос остался без ответа: почему прокуратура Хатлонской области по Кулябскому региону не сообщила Насрулло Одинаеву о результатах проверки его обращения?
На данный момент Насрулло Одинаев подал апелляцию на решение суда города Куляба от 31 января 2017 года в судейскую коллегию по уголовному делу суда Хатлонской области. В своей кассационной жалобе он указывает, что решение городского суда было вынесено незаконно, и просит у вышестоящего суда признать недействительным решение суда города Куляба от 31 января и передать его дело на рассмотрение новому составу суда.
Следует отметить, что суд города Куляба 31 января 2017 года признал Насрулло Одинаева виновным в соответствии части 4 статьи 247 Уголовного кодекса Республики Таджикистан и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 1500 показателей для расчетов или 60 тысяч сомони. Суд на основании частей 5 и 6 статьи 3 закона Республики Таджикистан “Об амнистии” от 24 августа 2016 года освободил его от отбывания наказания.