Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
10 февраля 1995 года в Таджикистане вступила в силу Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Присоединяясь к ней, власти Таджикистана взяли на себя обязательство защищать всех, кто находится под их юрисдикцией, от пыток и других видов жестокого обращения, отобразить в законодательной базе и обеспечить соблюдение на практике принципов, изложенных в Конвенции, взаимодействовать с Комитетом против пыток и выполнять его рекомендации.
По этому поводу 10 февраля 2015 было распространено заявление, подготовленное коалициями против пыток в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, Хельсинкским фондом по правам человека (Польша) и Международным партнерством по правам человека (Бельгия) – инициаторами – совместно с Международной Амнистией и Всемирной организацией против пыток (ВОПП). Основной тезис заявления - спустя 20 лет в Таджикистане по-прежнему распространены пытки.
В нем отмечается, что двадцать лет спустя пытки и безнаказанность за их применение остаются распространенными в стране. «С 2011 по 2014 год членами Коалиции НПО против пыток в Таджикистане зафиксировано свыше 100 случаев, когда мужчин, женщин и детей предположительно подвергали пыткам и другим видам жестокого обращения. Виновники таких преступлений привлекались к ответственности только в исключительных случаях. Правозащитные организации совместно приняли настоящее официальное заявление, обоснованно полагая, что многие жертвы пыток не подали жалобу из опасений расправы», - говорится в заявлении правозащитной организации.
И далее: В результате повышенного международного внимания в последние годы к проблеме пыток в Таджикистане и тщательного изучения ситуации международными органами и механизмами по защите прав человека, включая Комитет против пыток и Специального докладчика по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания (Специальный докладчик по пыткам), для властей страны был разработан ряд рекомендаций.
К двадцатой годовщине вступления в силу Конвенции в Таджикистане правозащитные группы, совместно подготовившие данное официальное заявление, опубликовали доклад под названием «Таджикистану требуется больше усилий для искоренения пыток», в котором представлен актуальный обзор сложившейся ситуации в отношении пыток и других видов жестокого обращения, в том числе в армии.
В последние годы Таджикистан предпринял ряд заслуживающих внимания шагов, к которым относится и включение статьи о пытках в Уголовный кодекс (Статья 143 прим 1) с таким определением пыток, которое соответствует Конвенции против пыток. В итоге, по состоянию на 2014 год, было открыто четыре уголовных дела по данной статье, а суд вынес постановление о выплате компенсации семьям двоих мужчин, которые погибли вследствие пыток.
В докладе речь идет о серьезных недочетах и слабых местах законодательства и институциональной структуры. В нем освещаются практики, которые продолжают способствовать широкому распространению пыток в Таджикистане и фактической безнаказанности лиц, совершающих такое преступление. Среди прочего, в докладе акцентируется внимание на отсутствии достаточных правовых гарантий, которые были бы доступны для задержанных во время содержания под стражей до суда, и возможности реализовать в установленном порядке уже существующие гарантии; поднимается проблема отсутствия независимого механизма для расследования заявлений о пытках, а также необходимости проводить регулярные, независимые, внезапные и беспрепятственные проверки мест содержания под стражей по всему Таджикистану.
Среди десятков случаев жестокого обращения, зафиксированных НПО в Таджикистане за последние годы, есть дело Самандара Джалолзода. По имеющимся сведениям, вечером 4 декабря 2014 года молодой человек ожидал своего деда на улице родного города Пенджикента, когда его неожиданно схватили полицейские и затащили в полицейскую машину. Когда дед подошел к полицейской машине узнать, за что задержали его внука, офицер резко завел машину и по имеющимся сведениям ударил его так, что тот упал и получил кровоточащие телесные повреждения. Полицейские увезли Самандара Джалолзода в отделение полиции города Пенджикента, где офицеры предположительно били его бутылкой воды и били ногами в кабинете на третьем этаже. Благодаря вмешательству отца Самандара Джалолзода, полиция отпустила его сына в тот же вечер без предъявления обвинений. 5 декабря Самандар Джалолзода написал жалобу на жестокое обращение сотрудников полиции, которое его родители лично передали в Согдийскую областную прокуратуру в тот же день. Судмедэксперт осмотрел Самандара Джалолзода 10 декабря и зафиксировал у него телесные повреждения. 7 января 2015 года прокуратура города Пенджикента сообщила Самандару Джалолзода, что на основании его заявления о применении пыток уголовное дело открываться не будет. Жалоба на это решение, подготовленная его адвокатом, в данный момент находится на рассмотрении в Согдийской областной прокуратуре.
Очевидно, что Таджикистан должен предпринять больше усилий, чтобы искоренить пытки. К двадцатилетию вступления в силу Конвенции против пыток властям следует обеспечить проведение тщательного, объективного и независимого расследования дела Самандара Джалолзода, и предать правосудию лиц, ответственных за жестокое обращение с ним. Кроме того, властям следует в срочном порядке выполнить рекомендации, изложенные в докладе «Таджикистану требуется больше усилий для искоренения пыток».
25 февраля 2015 Аmnesty International сделало заявление о том, что в Таджикистане пытки применяются повсеместно. В Таджикистане по-прежнему задержанных лиц повсеместно и безнаказанно подвергают пыткам и другим видам жестокого обращения, говорится в опубликованном сегодня, 25 февраля, докладе международной правозащитной организации Amnesty International.
«Пытки и другие виды жестокого обращения применяются повсеместно, несмотря на то, что был принят план действий по выполнению рекомендаций Комитета ООН против пыток, предложенных в 2013 году», - подчеркивают авторы доклада. Неправительственными организациями документально зафиксировано 24 случая пыток в период с 1 декабря 2013 года по 8 октября 2014 года.
Отмечается, что правительство ввело дополнительные ограничения на право на свободу выражения мнений, собраний и ассоциаций.
«В мае 2014 года три человека погибли и пятеро получили ранения в ходе милицейской операции в Хороге на востоке страны, в результате чего произошли столкновения между силами безопасности и местными жителями. Расследование данного инцидента продолжается», - подчеркивается в докладе.
В Amnesty International отмечают, что еще не проведено эффективного расследования столкновений в Хороге летом 2012 года, в результате которого погибли десятки людей, в том числе, по меньшей мере, 22 гражданских лиц. Достоверной информации о количестве жертв до сих пор нет.
«Большинство родственников и жертв не обращаются с жалобами из-за страха репрессий. Уголовное преследование в отношении сотрудников правоохранительных органов, подозреваемых в применении пыток, было редким явлением, и часто расследование этих дел было прекращено или приостановлено. К концу года, только четыре сотрудника правоохранительных органов были осуждены за пытки», - говорится в докладе.
Авторы подчеркивают, что адвокатам неоднократно было отказано в доступе к своим задержанным клиентам. «Это было особенно распространено в отношении задержанных Госкомитетом национальной безопасности. Лица, воспринимаемые как угроза национальной безопасности, в том числе члены религиозных движений и исламистских группировок и партий, были особенно подвержены риску связи с внешним миром, пыткам и другим видам жестокого обращения», - утверждают они.
Также в докладе говорится, что политики, активисты гражданского общества и журналисты подвергались в течение года преследованиям за критику правительства. «В частности, - отмечается в нем, - около 15 исков были предъявлены журналистам и СМИ, в том числе по обвинению в клевете, в одном случае мошенничестве».
Кроме того, составители доклада подчеркивают, что доступ к десяткам популярных интернет-ресурсов, в том числе новостных сайтов и социальных медиа, было временно заблокировано несколько раз в течение года. Отмечается, что интернет-провайдеры сделали это по прямому указанию от государственной службы регулятора связи. Отчеты изобиловали политически мотивированным преследованием оппозиционных политических лидеров.
В докладе говорится, что правозащитные и другие неправительственные организации продолжали работать в небезопасных условиях и сталкивались с давлением со стороны властей. «Увеличились внеплановые проверки неправительственных организаций, иногда эти проверки заканчивались правовыми действиями по предполагаемым нарушениям закона», - подчеркивают авторы.
Видимо, и власти не готовы признать существование пыток. 7 января 2015 года на сайте информационного агентства «Азия-Плюс» была размещена публикация «Доводы осужденных о пытках не нашли своего подтверждения».
В ней говорится о том, что кассационная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Таджикистан 6 января завершила рассмотрение уголовного дела в отношении Толиба Шодиева и других осужденных за попытку устроить взрыв на предприятии «Талко» и ряде других государственных объектов города Турсунзаде.
Как сообщил «АП» адвокат осужденного Абдурахмон Шарипов, ранее кассационная коллегия Верховного суда РТ, выслушав доводы осужденных (в общем, 7 человек) по фактам применения к ним пыток и жестокого бесчеловечного обращения со стороны сотрудников УБОП МВД РТ своим Постановлением от 24 ноября 2014 года назначила проведение проверки заявлений осужденных. «Данная проверка была поручена Генеральной прокуратуре РТ. По окончании проведения проверки Постановлением Прокурора по надзору за соблюдением законности в органах внутренних дел и оборота наркотиков Генеральной прокуратуры РТ от 15.12.2014 года было отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления в действиях сотрудников милиции, проводивших задержание и расследование данного уголовного дела», - отметил Шарипов.
По его словам, определением кассационной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РТ от 6 января 2015 года в удовлетворении кассационных жалоб адвокатов и самих осужденных было отказано, а приговор суда первой инстанции оставлен без изменения.
«Кассационная судебная инстанция решила, что доводы осужденных о фактах применения к ним пыток и жестокого бесчеловечного обращения не нашли своего подтверждения», - добавил адвокат.
По словам А.Шарипова, с данным постановлением кассационной коллегии Верховного Суда РТ они не согласны, поскольку суд не обратил внимание на грубейшее нарушение уголовно-процессуального законодательства и других подзаконных нормативных актов.
«Мы также намерены обжаловать в суде постановление об отказе возбуждения уголовного дела, вынесенное прокурором по надзору за соблюдением законности в органах внутренних дел и оборота наркотиков Генеральной прокуратуры РТ, по заявлениям о незаконном задержании и применении пыток по отношению к лицам, привлеченных к уголовной ответственности по данному делу. В ходе вышеуказанной проверки имели также нарушения права на защиту, а также не учитывались фактические обстоятельства задержания и применения насилия по отношению к задержанным лицам», - сказал адвокат.
6 февраля 2015 Радио «Озоди» разместило на своем сайте материал «ООН отклонила просьбу Кори Садриддина». В нем отмечается, что Комитет ООН по противодействию пыткам отклонил просьбу Садриддина Тошева, который в прошлом году назвал видеоролик о пытках и насилии в отношении него “инсценированным” и “обманом”.
Комитет ООН по противодействию пыткам не намерен рассматривать дело о возможных пытках в отношении таджикского заключенного Садриддина Тошева, известного как "Кори", и обвиняемого в терроризме.
В письме комитета ООН на имя Файзиннисо Вохидовой, адвоката Садриддина Тошева говорится, так как таджикский заключенный на пресс-конференции заявил, что охранники тюрьмы не пытали его, его заявление не будет рассматриваться.
Садриддин Тошев и его сокамерник Суннатуло Ризоев, который осужден на 16 лет за хулиганство, в сентябре 2013 были признаны еще в том, что из тюрьмы распространяли ложное сообщение о том, что подвергались пыткам.
Икромзода, Тошев и Ризоев показывали на своем теле багровые и синие пятна, говоря, что это следы пыток тюремных охранников.
Садриддину Тошеву, после того, как он отбыл 20 наказания в тюрьме, оставалось находиться в заключении чуть более 3 лет. В 2014 году за распространение видео он был приговорен еще к 9 годам заключения. После того, как инцидент с видео получил широкую огласку в местных и зарубежных СМИ, Садриддин Тошев в августе 2014 года на пресс-конференции в присутствии руководства управления тюрем министерства юстиции заявил, что видео было инсценировано.
Файзиннисо Вохидова заявила Радио Озоди, что это заявление было сделано под давлением, и что пытки заключенных были реальностью.
“Я знаю, что его обманули. Он находится в таком положении, и был вынужден согласиться на это. Но тем не менее, Комитет ООН по противодействию пыткам заявил, что не будет рассматривать заявление Тошева”.
В феврале практически все новостные СМИ Таджикистана сообщили об очередном инциденте в армии. 7 февраля 2015 агентство «Азия-Плюс» сообщило о том, что солдат Минобороны Таджикистана госпитализирован с пулевым ранением в голову. В информации отмечается, что призванный осенью прошлого года из города Худжанд в ряды Вооруженных сил Таджикистана рядовой солдат Наджмиддин Каюмов госпитализирован с огнестрельным ранением.
Как сообщил «АП» источник в оборонном ведомстве Таджикистана, солдат, проходящий службу в войсковом части рядом со зданием Минобороны Таджикистана, в минувшее воскресенье был госпитализирован сначала в столичный военный госпиталь, а затем в Национальный медицинский центр Таджикистана. «Солдат, получивший пулевое ранение в голову, находится в реанимации и подключен к аппарату искусственного дыхания», - отметил источник.
19 февраля 2015 то же агентство сообщило, что солдат Минобороны, получивший пулевое ранение, успешно прооперирован. «После операции врачи запрещают пока допрашивать солдата, но он уже разговаривает, хотя медики рекомендуют ему меньше разговаривать», - отметил источник.
По его словам, солдат переведен из реанимации в обычную палату.
Спустя неделю после этого, 26 февраля 2015, солдат сделал заявление о том, что стрелял в себя по неосторожности.
В тот день получивший ранение в голову солдат Наджмиддин Каюмов был выписан из Национального медицинского центра и переведен в центральный госпиталь Минобороны РТ для прохождения дальнейшего лечения.
Как сообщил «АП» источник в оборонном ведомстве Таджикистана, рядовой Каюмов в присутствии своих родителей в разговоре с представителями воинской части, где проходил срочную службу, заявил, что 8 февраля, после несения караула при сдаче оружия (автомата Калашникова) в оружейную комнату он по неосторожности произвел выстрел в свою челюсть.