Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Пресс-обзор СМИ Таджикистана за ноябрь 2012 года.
Активное освещение в СМИ Таджикистана темы пыток продолжилось в ноябре. Газеты отслеживали развитие ситуации вокруг дела смерти Хамзы Икромзода - заключенного, скончавшегося предположительно от пыток, а также пристальное внимание было приковано к выступлению правительственной делегации Таджикистана с Национальным докладом перед Комитетом ООН против пыток.
7 ноября интернет-издание Tojnews опубликовало материал «У Генпрокуратуры собрались родственники заключенных», в котором говорится о том, что свыше 40 родственников тех осужденных, которые содержались в душанбинской колонии №1, этапированы в Худжанд, где те подверглись избиению и жестокому обращению. Они просят Генпрокурора принять их, т.к. такой перевод, по их словам, является «незаконным».
Родители некоторых заключенных – Садриддина Тошева и Сунатулло Ризоева – считают, что их сыновья стали свидетелями мучительной и жестокой смерти Хамзы Икромзода, и не отказывались от своих показаний, за что поплатились переводом.
Еженедельник «Точикистон» продолжил данную тему и пишет об отсутствии доступа родных и адвокатов к группе переведенных заключенных. «Мать Сунатулло Ризоева второй день подряд не может добиться свидания со своим сыном», - пишет издание.
С разъяснениями, с чем связан перевод заключенных, 9 ноября в интервью радио «Озоди» выступил генеральный прокурор страны Шерхон Салимзода. Он заявил, что преступники, совершившие тяжкие преступления должны содержаться в тюрьмах строгого режима. «Так как раньше не было возможности их перемещения в Худжанд, это решение было осуществлено на днях», - подчеркнул генпрокурор. Салимзода сообщил, что с этими заключенными встречались сотрудник прокуратуры и получили их заявления, и в отношении них была проведена судебно-медицинская экспертиза. Он заявил, что «внешне никаких следов насилия на их телах не выявлено».
Тем не менее, 12 ноября на сайте «Азия-Плюс» было опубликовано заявление Коалиции НПО против пыток в Таджикистане с требованием расследовать инцидент в худжандской колонии. «Коалиция требует от правительства страны обеспечить незамедлительный доступ адвокатов к заключенным с целью оказания качественной юридической помощи и представления их интересов, а также создать рабочую группу из числа представителей Парламента, Правительства РТ, Уполномоченного по правам человека в РТ, Генеральной прокуратуры РТ, Министерства юстиции РТ, членов Коалиции НПО против пыток в Таджикистане с привлечением международных экспертов по проведению судебно-медицинской и психологической экспертиз, а также наблюдателей из ОБСЕ и других международных организаций для независимого, беспристрастного и эффективного расследования инцидента, произошедшего в исправительной колонии Я/С №3/3 г.Худжанд, тем самым, «продемонстрировать «нулевую толерантность» к фактам пыток в стране», - говорится в заявлении.
Ещё через несколько дней, 19 ноября, тот же интернет-ресурс публикует интервью отца Сунатулло Ризоева, который предоставил аудиозапись телефонного разговора со своим сыном. В ходе непродолжительного разговора заключенный жалуется отцу на свое самочувствие и говорит, что в случае, если он скончается, не надо верить в версию его самоубийства.
На данную публикацию очень скоро отреагировало Главное управление исполнения уголовных наказаний Минюста РТ, которое 20 ноября сделало заявление на сайте «Азия-Плюс» о том, что с заключенным Ризоевым все в порядке и в ближайшие дни его матери и адвокату разрешат с ним встречу.
12 ноября еженедельник «Самак» опубликовал материал «Шерхон Салимзода: Пытки есть, но мало», где цитируется интервью генпрокурора радио «Озоди» сразу же после выступления правительственной делегации в Женеве перед Комитетом ООН против пыток.
Однако данное утверждение поставило под сомнение издание «Озодагон», которое 14 ноября, освещая тему перевода заключенных в Худжанд, задается вопросом перед читателями: «Вот и завершился отчет Таджикистана перед Комитетом ООН против пыток, где Шерхон Салимзода заявил, что пытки в Таджикистане – явление редкое. Вы верите в это?».
Впрочем, Шерхон Салимзода 9 ноября в интервью радио «Озоди» сообщил, что «в настоящее время все силовые структуры Таджикистана проявляют серьезное отношение к пыткам». «Только за три последних года в органы прокуратуры поступило 130 жалоб о пытках. Большинство из этих фактов были раскрыты в результате прокурорского расследования, 39 уголовных дел передано в суд. Все они получили наказания. Только путем привлечения к уголовной ответственности мы можем встать на пути пыток. Необходимо также использовать и другие меры, экономические и правовые для полного упразднения пыток в правоохранительных органах», - сказал он.
И, наконец, с публичным порицанием практики применения пыток 10 ноября, в день таджикской милиции, выступил президент РТ Эмомали Рахмон. Он подчеркнул, что ни один сотрудник правоохранительных органов при каких обстоятельствах не имеет права использовать пытки и другие виды жестокого обращения. Он назвал это явление «позорным», пишет 10 ноября Национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» и ряд других СМИ.
Уже 15 ноября сайт «Азия-Плюс» сообщил о том, что на севере Таджикистана по статье «Пытка» будут судить двух милиционеров.
20 ноября Би-Би-Си и радио «Озоди» опубликовали материалы о том, что бывший заключенный Саидали Казаков, который поведал ряду СМИ о беспределе в тюрьмах страны, находится в России и там, с его слов, подвергается преследованию со стороны нескольких людей в штатском. Он считает, что это люди, приближенные к руководству ГУИУН Минюста.
Однако глава данного управления Иззатулло Шарипов в интервью газете «Миллат», 28 ноября, сказал следующее: «Наши заключенные избаловались.. В каждом исправительном учреждении страны содержится свыше 900 заключенных. За что я должен их преследовать? Пусть свободно излагают свои мнения. Пусть обращаются в СМИ. Заключенные находятся в тюрьмах не по моему приглашению. Они преступили закон и согласно решению суда, приговорены к определенному сроку и должны отбыть полученный срок в исправительных учреждениях. Я лишь ответственен за предоставление нормальных условий для отбытия наказания». Он еще раз подчеркнул, что Хамза Икромзода повесился, а если и имел место факт пыток и избиений – то это выяснит следственная группа, которая в настоящее время продолжает свою работу.
20 ноября сайт «Азия-Плюс» разместил информацию о том, что в здании столичного управления ГКНБ был избит ребенок. «Сотрудники ГКНБ по городу Душанбе незаконно доставили в рабочий кабинет 12-летнего мальчика и удерживали его в течение трех суток. При этом ребенок был избит с целью получения нужных показаний в отношении задержанных лиц, подозреваемых в экстремизме», - пишет агентство, цитируя слова ребенка, который пришел со своей матерью в редакцию.
Уже на следующий день на публикацию отреагировало Управление ГКНБ по г. Душанбе, которое опровергло факт избиения ребенка и сообщило, что мальчик был привлечен к экстремистской деятельности.
28 ноября сайт «Азия-Плюс» сообщил о том, что в Душанбе возобновилось судебное рассмотрение уголовного дела по факту смерти 28-летнего жителя столицы Бахромиддина Шодиева, скончавшегося в больнице после допроса в ОМВД района Шохмансур. Агентство напоминает, что дело находилось на дополнительном расследовании в течение почти 9 месяцев. «На скамье подсудимых находится бывший следователь ОМВД района Шохмансур Абдурахмон Додов, который обвиняется в халатности», - пишет «Азия-Плюс».
22 ноября радио «Озоди» опубликовало заявление Международной правозащитной организации Human Rights Watch в преддверии визита Высшего представителя по внешним делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон в Центральную Азию, где отмечается, что данный визит состоится во время ограничений уважения прав человека во всех пяти странах региона. «Таджикистан страдает от систематической коррупции, плохой репутации по вопросу о пытках и растущего уровня авторитаризма. Недавно правительство вынудило закрыть правозащитную организацию, которая работала по проблеме пыток», - отмечает HRW.
Возможно, определенную лепту в решение проблемы пыток в стране решит подготовка специализированных адвокатов. 26 ноября сайт «Азия-Плюс» сообщил о том, что Общественная организация «Независимый центр защиты прав человека» завершила стажировку для адвокатов, которые будут в дальнейшем оказывать практическую юридическую помощь для жертв пыток. «Стажировка прошла в рамках проекта «Борьба с пытками и безнаказанностью в Таджикистане». В течение 4 месяцев на базе юридической приёмной организации обучение прошли 5 адвокатов различных адвокатских формирований», - сообщает агентство.