Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Манижа Шахбозбекова, супруга главы хорогской ячейки ПИВТ Шерика Карамхудоева, который в настоящее время содержится в СИЗО ГКНБ г. Душанбе, добивается встречи с президентом страны Эмомали Рахмоном.
Как следует из копии обращения Шахбозбековой в адрес президента, попавшей в распоряжение «АП», женщина подробно описывает, как ее супруг пропал 24 июля во время активной фазы спецоперации в Хороге.
«В двадцатых числах августа из газеты «Азия-Плюс» стало известно, что мой супруг находится в следственном изоляторе ГКНБ… 17 сентября матери Карамхудоева разрешили свидание с ним. Во время свидания она обнаружила травмы на его голове и теле. На вопрос матери о том, откуда у него эти раны, он для ее успокоения ответил, что упал с крыши. Однако мы не исключаем, что эти травмы - результат применения пыток к Шерику. С того дня его престарелая мать обратилась к Вам и Генеральному прокурору республики по поводу применения пыток к нему и рассмотрения этой ситуации. После обращения его матери, Генеральная прокуратура сняла на камеру признательные показания Карамхудоев, сделанные без участия адвоката. На видео он заявил, что будто бы у него в руках было оружие, и никто не истязал его. Эту видеозапись Генеральная прокуратура представила Вам. Однако, уважаемый господин президент, как и на каком основании работники Генеральной прокуратуры допрашивали моего супруга без участия адвоката и засняли это на видео? Где справедливость и закон?», - пишет супруга Ш. Карамхудоева в своем обращении на имя президента.
Далее она указывает, что 29 сентября нанятый семьей Карамхудоевых адвокат имел свидание со своим подзащитным и следователем оперативной группы Фахриддином Зубайдовым, у которого он спросил, были ли засвидетельствованы факты пыток и на какой стадии находится рассмотрение заявления его матери.
«В ходе допроса мой супруг жаловался на сотрудников Государственного комитета национальной безопасности города Хорога. Шерик сообщил, что они надели на его голову мешок и стали избивать с целью получения признательных показаний. Во время свидания с адвокатом мой супруг заявил о применении пыток, психологическом давлении и настаивал на проведении судебной экспертизы», - отмечено в обращении.
Супруга Карамхудоева просит президента РТ взять под свой контроль ход следствия уголовного дела в отношении ее мужа. Как сообщила «АП» Манижа Шахбозбекова по телефону, она обратилась и в Генпрокуратуру РТ с просьбой предоставить ей свидание с мужем. «Я не видела его почти 3 месяца. Мне пообещали, что разрешат увидеться с ним в субботу, 13 октября. Очень надеюсь на это», - сказала она по телефону.
Между тем, как сообщили «АП» в Центре по правам человека, 4 октября в СИЗО по ходатайству адвоката в присутствии представителей ГКНБ РТ и Генпрокуратуры была проведена судебно-медицинская экспертиза Шерика Карамхудоева. Результаты экспертизы будут известны в ближайшие дни.
«АП» связалась также с заместителем начальника Управления по расследованию уголовных дел особой важности Генеральной прокуратуры РТ, возглавлявшим следственную группу по данному делу - Бахриддином Бозоровым, однако тот отметил, что руководство следственной группы с него снято в связи с тем, что он выезжает по работе в Хорог, а новый руководитель следствия пока не назначен.
Напомним, по предварительной информации адвокатов, Карамхудоев обвиняется по статьям 187 (Организация преступного сообщества) и 195 (Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, транспортировка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) Уголовного кодекса РТ. Генеральная прокуратура РТ в сообщении, распространенном 29 августа, обвинила Карамхудоева в вооруженном противостоянии правительственным силам во время последних событий в Хороге.
Перевод с таджикского языка: Я - Карамхудоев Шерик Елчибекович данным своим обращением хочу сообщить, что 29.07.2012 в городе Хорог сдался правительственным сотрудникам или точнее солдатам. Во время допроса в здании ГКНБ г. Хорог завязали мои глаза и, натянув мне на голову мешок, избили, в результате чего треснула верхняя часть моего черепа. Во время допроса я не был обеспечен адвокатом. Прошу вас провести судебно-медицинскую экспертизу. Предоставьте мне свою помощь.