Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
«У нас очень хорошее законодательство, одно из самых прогрессивных с точки зрения обеспечения гарантий прав человека в системе уголовного правосудия. А что происходит на практике?», - задалась вопросом в своем выступлении на конференции «Борьба с пытками: опыт и достижения», состоявшейся 25 октября в Душанбе, Гульчехра Холматова, руководитель общественной организации «Мир права», руководитель Группы правовой помощи Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в РТ.
По ее словам, все эти выводы основаны на анализе деятельности Группы правовой помощи Коалиции, руководителем которой она является, а также ее адвокатской деятельности.
«Самая большая проблема для нас — это устойчивое отсутствие эффективного и своевременного расследования жалоб о применении пыток. На наш взгляд, рост обращений в общественные организации за правовой помощью связан с тем, что граждане не всегда удовлетворены результатами своих обращений в правоохранительные органы», - отметила правозащитница.
По ее словам, опыт показывает, что не все жалобы на применение пыток и жестокого обращения доводятся до судебного разбирательства, и причин этому много. «Отсутствие доказательной базы, независимых судебных медицинских экспертов, отказ жертв от дальнейшего обжалования ввиду разочарования, стресса, давления, недостаточности финансовых и временных средств, чтобы «обивать пороги» компетентных органов, отсутствие правовых знаний, круговая порука среди некоторых правоохранительных органов в отдельных районах и многое другое», - перечислила она.
По ее словам, зачастую, жертвы пыток и жестокого обращения отказываются от дальнейшего обжалования действий органов расследования, что, соответственно, приводит к безнаказанности «пытателей». Первой причиной является длительность и сложность процесса рассматриваемых заявлений. Многие жертвы устают от бесконечных скитаний по различным инстанциям. Далее, преследование и запугивание жертв, их адвокатов и семей со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые обвиняются в пытках. Это является значимым препятствием, так как в настоящее время, несмотря на специальный закон, нет эффективных гарантий защиты заявителей и свидетелей от преследования.
Следующей причиной можно отметить страх жертв пыток, которые, опасаясь мести предполагаемых «пытателей», не желают поддерживать дальнейшее обжалование.
«Уголовные дела закрываются, а виновные остаются без наказания», - подчеркнула Гульчехра Холматова.
По ее словам, УК РТ запрещает подвергать участников уголовного судопроизводства насилию, пыткам и жестокому обращению. Статья 88 УПК гласит, что доказательства, полученные в процессе дознания путем пыток, признаются недействительными и не могут являться основанием для обвинения. «Однако, когда подсудимый в ходе судебного разбирательства заявляет о применении к нему пыток и жестокого обращения со стороны правоохранительных органов, суды оставляют эти заявления без внимания, ограничиваясь вызовом и допросом следователей и оперативных работников органов внутренних дел», - отметила она. Особенность правоприменительной практики, касающейся жалоб на применение пыток, заключается в том, что добиться на национальном уровне проведения официального расследования практически не представляется возможным. Жалобы на применение пыток регистрируются следственными органами прокуратуры и по ним проводится проверка согласно нормам УПК страны. В большинстве случаев, несмотря на очевидность происшествия, наличие зафиксированных телесных повреждений и показания свидетелей, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Конференция была организована Коалицией гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане совместно с Генеральной прокуратурой РТ при содействии Программного офиса ОБСЕ в Душанбе, Международной Комиссии юристов и Зигрид Раузинг Фонд.
Основной целью конференции было обсуждение актуальных проблем в области борьбы с пытками и жестоким обращением в Таджикистане.
В работе конференции приняли участие международные эксперты, представители государственных органов, правоохранительных структур, судов, прокуратуры, офиса Уполномоченного по правам человека в РТ, международных организаций и посольств, а также общественных организаций, входящих в Коалицию гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане, и средств массовой информации.