Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
На юге Таджикистана трое жителей Пянджского района, несмотря на заявления о применении пыток, признаны виновными в незаконном обороте наркотических веществ и отправлены за решетку.
Как сообщил «АП» адвокат одного из осужденных Рустам Давлатшоев, трое сельчан - Шерхан Тагаев, Алиджон Валиев и Далер Зоиров признаны виновными по ст. 200, ч 3, п. «в,г» (Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта) УК РТ и приговорены к 9, 8,5 и 8 годам заключения соответственно.
По материалам уголовного дела, 30 апреля этого года житель Пянджского района Шерхан Тагаев в ходе оперативно-розыскных мероприятий был задержан сотрудниками ОБНОН ОМВД района Дж. Руми во время реализации 1 кг гашиша. По его показаниям вскоре были задержаны еще двое местных жителей - Алиджон Валиев и Далер Зоиров.
Гособвинитель Азизбек Каршиев в своем завершающем выступлении отметил, что в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства вина троих подсудимых была полностью доказана.
«Следователи в рамках закона провели все необходимые следственные действия и заявления стороны защиты о якобы примененных пытках в отношении подсудимых при получении первичных показаний, не соответствуют действительности. Результаты судмедэкспертизы также показывают, что существующие раны на теле подсудимых были получены задолго до их задержания», - добавил прокурор.
Адвокат Рустам Давлатшоев в интервью «АП» назвал приговор суда не справедливым и не законным.
«Я намерен обжаловать приговор суда района Дж. Руми в высшей инстанции, потому что считаю его в отношении моего подзащитного Далера Зохидова несправедливым. В ходе судебного разбирательства вина моего подзащитного не была доказана. Следствие не предоставило ни одного убедительного довода, доказывающего вину моего подзащитного. Следователь на основе одного первичного показания отправил дело в суд, что противоречит УПК РТ. Первичные показания не могут быть поводом для обвинения в совершении преступления. Есть все доказательства тому, что первичные показания подсудимых были добыты с применением пыток и под давлением оперативников. Заключение судмедэкспертизы, которое имеется в уголовном деле, доказывает, что мой подзащитный подвергся пыткам и побоям. В этом заключении ясно указано предположительное время получения побоев, что совпадает с днем задержания Далера Зоидова», - добавил адвокат.
Джобир Зоидов, отец осужденного Далера, сообщил, что 30 апреля, как только узнал о задержании сына, сразу же подъехал к зданию отдела милиции. «Уже с улицы были слышны истошные крики моего сына. По всему было ясно, что его бьют и пытают. Я не знал, что делать, метался туда-сюда, потом обратился в дежурную часть. Там мне сообщили, что оперативники - сотрудники другого отдела и не пропускают никого к себе. Я уверен, что оперативники получили признательные показания моего сына под давлением и пытками», - говорит отец осужденного.
По его словам, в ходе судебного разбирательства Далер Зохидов заявил, что когда милиционеры начали его избивать, он попросил не бить его по голове, т.к. недавно прошел курс лечения. «Он признался на суде, что в тот момент готов был подписать всё, что от него хотят, лишь бы его не били по голове», - добавил отец Д. Зохидова.
Адвокат Рустам Давлатшоев говорит, что суд после такого заявления подсудимого, по крайней мере, должен был отправить данное уголовное дело на дополнительное расследование. «К сожалению, суд не принял во внимание наши доводы. К тому же, следователь ОМВД района Руми не имел права принять дело в производство, потому что считается заинтересованной стороной. Расследование данного дела должна была провести прокуратура, но оно прошло односторонне в пользу оперативников. Даже понятые в ходе судебного разбирательства не смогли сказать, зачем они ездили и фотографировали осужденных. Поэтому я, как адвокат, требую у Генеральной прокуратуры затребовать уголовное дело для тщательного изучения и применить законные меры в отношении оперативников ОМВД района Дж.Руми», - добавил Давлатшоев.