Свобода от пыток
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане
Представляем вашему вниманию истории, которые рассказывают о трагических судьбах тринадцати солдат, ставших жертвами пыток и “дедовщины” в таджикской армии, изложенные в книге «История 13 солдат, или Потерянные мечты» (авторы Джамшед Марупов и Гузал Махкамова, литературный редактор - Наргис Хамрабаева).
Книга подготовлена ОО «Офис гражданских свобод» при содействии Коалиции против пыток к Международному дню защиты жертв пыток - 26 июня.
Проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню поддержки жертв пыток, стало возможным в рамках проекта «Усиление действий по предотвращению пыток и поддержке правозащитных организаций в Таджикистане», финансируемого Европейским Союзом.
СМЕРТЬ НА ПУТИ к мечте
У Парвиза была мечта – стать милиционером и быть на страже закона. Но поступить в Академию МВД у него не получилось. Решил добиться цели другим путём, и добровольно сменил удобные кроссовки на армейские сапоги. Через год службы попросил перевести его в воинскую часть в отдалённый район. Думал, всё это поможет ему приблизиться к мечте…
Парвиз был любимым сыном в семье. С детства мечтал стать милиционером, поэтому после окончания школы поехал в столицу. Хотел поступить в Академию МВД. Но медосмотр не прошёл, оказалось, ростом не вышел. Юноша очень переживал из-за этого, но кто-то подсказал ему пойти в армию и получить военный билет, мол, так можно устроиться в милицию.
В октябре 2013 года Парвиз добровольно переступил порог военкомата. Призывник был отправлен в воинскую часть в Курган-Тюбе (сейчас Бохтар). Всё вроде было хорошо. Дважды приезжал навестить родителей. Служил добросовестно, чтобы получить отличную характеристику и приблизиться к своей мечте. Со стороны командиров получал только хорошие отзывы.
Следующее решение Парвиз также принял самостоятельно. Через год службы в Курган-Тюбе, перевёлся в Тавильдару, в воинскую часть, расположенную в дальнем селе Сагирдашт. Условия в этом районе Припамирья были намного хуже и суровее, чем в предыдущем месте. Но он решил пройти через все испытания на пути к своей мечте.
…До «дембеля» оставалось совсем чуть-чуть, два месяца. Парвиз позвонил родным и радостно сообщил о своих «ста днях», которые считаются долгожданным событием в жизни солдата. «Стодневка» – это сто дней до приказа о демобилизации. Дембеля в этот период обзаводятся карманным календариком, в котором зачёркивают каждый прожитый день…
13 июля 2015 года. Родители Парвиза были на работе, а вернувшись домой, увидели у ворот родственников и соседей, а ещё машину «скорой помощи». «Наверное, у свёкра опять поднялось давление», - подумала Мукаррам Дустматова, мама Парвиза.
Кто-то из соседей подошёл к ней, взял за руки и попросил её держаться. «Да, что такое? Что произошло?», - недоумённо спросила женщина. В эту минуту из припаркованной у дома машины вышли военные и рассказали, что её сын Парвиз упал с крыши и скончался. «Через некоторое время привезли его тело. Остальное ничего не помню…», - рассказала Мукаррам.
Брат и муж омывали тело Парвиза и увидели ножевые ранения. Не оставалось сомнений, что солдата убили. Но что случилось, никто и ничего не объяснял.
Позже выяснилось, что между Парвизом и сослуживцем произошла словесная перепалка, переросшая в драку. В порыве ярости сослуживец вытащил из кармана нож и ударил Парвиза в грудь. Держась за рану рукой, стараясь таким образом уменьшить кровотечение, солдат из последних сил добежал до медсанчасти. Фельдшеры срочно доставили его в сельскую амбулаторию.
«Парвиза привезли к нам в критическом состоянии. У нас нет условий, чтобы ухаживать за тяжёлыми больными. Единственное, что я смогла сделать тогда - померила давление солдата. Он потерял много крови и давление начало резко падать. Помню, он попросил воды. Выпил несколько глотков и вскоре умер», - вспоминает медсестра сельского медпункта.
Суд состоялся в городе Душанбе. Солдат, убивший Парвиза, получил 8 лет лишения свободы.
«Я хочу, чтобы ни одна мать на земле не пережила то, что пришлось пережить мне – смерть своего ребёнка. Это очень тяжёлая утрата. А у государства прошу, чтобы всю организацию несения службы солдатами-срочниками взяли под контроль, чтобы не было неуставных отношений, и наши сыновья не умирали в мирное время», - сказала Мукаррам Дустматова.